
«Убить пересмешника» - лучшее из того, что я читал на тему взросления. Да, это лучше, чем «Вино из одуванчиков» Брэдбери и «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.
Для воспитательных романов важно убедительно показать психологическое, нравственное и социальное формирование главного героя, но еще важнее, чтобы книгу полюбили и читали многие поколения, уйти от скучного морализаторства. Харпер Ли удалось не только это. Она, говоря с читателем на такие тяжелые и взрослые темы, как расовая сегрегация, дискриминация, насилие, социальное неравенство, сумела погрузить всякого в атмосферу такого добра и человеколюбия, так живо и неподдельно прописала персонажей, что вымышленный городок Мейкомб в штате Алабама и добрая часть его жителей раз и навсегда стали родными для всех, кто с нами познакомился.
- Ещё в начале лета он сказал – выходи за меня замуж, но очень скоро про это забыл. Как будто участок застолбил, и я его собственность – сказал, что всю жизнь будет любить одну меня, а потом и внимания не обращает. Я его два раза поколотила, но это не помогло…

Теплота повествования, поразительная искренность и внутренняя тяга к справедливости главных героев, особенно Джин-Луизы («Глазастик»), вызывают такое умиление, чтобы ты искренне не понимаешь, как вообще жил без этой истории раньше, а потом с радостью думаешь: как хорошо, что такие книжки пишут и будут писать.
- Жестоко это - смотреть, как беднягу того и гляди засудят на смерть. А народ съезжается, как на праздник.
Алабама - это юг США, со всеми вытекающими, регион, специфика которого обусловлена длительной эксплуатацией рабов-негров белыми плантаторами. Сколько талантливых произведений посвящено жизни южан - и «Настоящий детектив», и «Прислуга», и «Зеленая миля», и «Время убивать» и много чего еще. И вот - «Убить пересмешника». И снаряд падает и падает в одну воронку, хотя темнокожие люди, в общем-то, далеки от нашего, русского, мира, но такова сила талантливых людей - они способны зацепить даже малознакомым материалом, чужими реалиями.
После прочтения отчаянно хочется верить, что такие девочки, как Глазастик, и такие отцы (и адвокаты), как Аттикус Финч, существуют. Но даже со страниц книг или с экранов (кстати, немного боязно смотреть экранизацию с Грегори Пеком, хоть ее хвалят - слишком уж хорош роман) эти образы несут в мир такой заряд веры в человечество, что ими можно лечить приступы мизантропии.
P.S. Писать о том, что приводит в восторг, крайне тяжело. Из всего изложенного выше вообще непонятно, чем хороша эта книга :)