Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Эрнест Хемингуэй - Праздник, который всегда с тобой



Примерно с тех пор как я увлекся прозой Фицджеральда, меня не покидало желание прочитать «Праздник, который всегда с тобой». Жгучего интереса к личности дяди Хэма я не испытывал (это не мой писатель, по крайне мере, пока), мне, скорее, хотелось узнать, как он описывал друга, Скотти. Встречал мнения о том, что Хемингуэй оставил о Фицджеральде крайне спорные воспоминания, где-то даже презрительные, уничижительные. Это, конечно, неправда.

- Все эти годы у меня не было более верного друга, чем Скотт, когда он был трезв.

Самая известная цитата Хэма о Скотти, повторяемая на обложках примерно всех книжек Фрэнсиса Скотта, звучит так: «Его талант был таким же естественным, как узор из пыльцы на крыльях бабочки. Одно время он понимал это не больше, чем бабочка, и не заметил, как узор стерся и поблек. Позднее он понял, что крылья его повреждены, и понял, как они устроены, и научился думать, но летать больше не смог, потому что любовь к полетам исчезла, а в памяти осталось только, как легко ему леталось когда-то…» Даже в этом фрагменте оценка несколько раз меняется: от восхищения (что может быть красивее, чем "узор из пыльцы на крыльях бабочки"?) и укора в легкомысленности (был беспечен как бабочка и не заметил, как почти утратил талант) до сожаления ("летать больше не смог"). Так дело обстоит и в главах «Праздника», посвященных Фицджеральду: Хемингуэй и восхищается другом, слава к которому пришла раньше, и корит его за легкомысленность и безволие, и по-настоящему сочувствует ему, навсегда мучительно влюбленному в страдающую шизофренией жену Зельду.
Сохранилось множество фотографий Фицджеральда, есть его биографии, мемуары других современников, но именно описания Хемингуэя, как и должно быть в случае с большими художниками, наиболее ярко и непосредственно формируют образ Скотти: внешней привлекательный, но анемичный, чудной и неуверенный в себе (вплоть до сравнения мужских приборов в туалете), яркий и сумасбродный (ужасный попутчик, невыносимо страдающий вдали от жены и также страдающий подле нее), любитель выпить, не умеющий пить (сильно напивается даже шампанским), но добрый и органично талантливый. При всех критических шпильках в адрес друга Хэм с большой теплотой и сочувствием отзывался о нем.

- Когда что-то кончается в жизни, будь то плохое или хорошее, остаётся пустота. Но пустота, оставшаяся после плохого, заполняется сама собой. Пустоту же после хорошего можно заполнить, только отыскав что-то лучшее...

«Праздник» - это своего рода антология, сборник портретов известных литераторов (Эзры Паунда, Фицджеральда, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн и многих других), но вместе с тем и слепок не только юности классика американской литературы, но и оттиск жизни богемного Парижа начала XX века (в кино это время лучше других показал Вуди Аллен в "Полночи в Париже") - времени и места с запредельной концентрацией одаренных и творческих людей, многие из которых в последствии приобрели статус культовых персонажей.

Тот Париж - одно из мест, в которых всякий гуманитарий хотел бы пожить, как, например, и в золотом веке русской литературы. И тот Париж, помимо общемирового значения, для самого Хемингуэя содержит в себе нечто личное - его молодость, беззаботную, пусть и бедную, жизнь, полную приключений и волнений, пору любви, цветения, надежд и начинаний.

- Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой.

«Праздник, который всегда с тобой» - точная и изящная метафора, характеризующая место и время, в котором человек был наиболее счастлив в своей жизни, место и время, в которое он мысленно и/или физически периодически возвращается. Мне это очень понятно - для меня таким «Праздником» всегда будет Москва.

Не могу не сказать пару слов о Хемингуэе. Дядя Хем, который несколько стереотипно многим представляется как мачо-сердцеед, пышущий здоровьем, любитель женщин, выпивки и еды (наверняка он сложнее, как и любой творец), сам повлиял на формирование именно такой картинки как раз в этой автобиографии. Автопортрет вышел что надо.
Tags: Фицджеральд, зарубежная литература, прочитанное
Subscribe

Posts from This Journal “зарубежная литература” Tag

  • Теннесси Уильямс - Кошка на раскаленной крыше (Пьесы)

    Теннесси Уильямс - драматург, лауреат Пулитцеровской премии, "американский Чехов", выходец с Юга США, певец их семей и нравов, мастер портрета и…

  • Толкин (Tolkien, 2019)

    Если Питер Джексон двумя своими трилогиями - «Властелин колец» и «Хоббит» - раз и навсегда закрыл проблему экранизации текстов Джона Рональда…

  • За пропастью во ржи (Rebel in the Rye, 2017)

    Джером Сэлинджер - культовое имя в американской литературе, одна из главных загадок в истории мировой литературы, феномен, не разгаданный до сих…

  • 451º по Фаренгейту: 1966 год vs 2018 год

    Антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» удивительно кинематографична. Она написана простым языком, компактно и сжато, но так, что…

  • Гений (Genius, 2016)

    Мало что знаю о Томасе Вулфе, еще меньше о его издателе Максвелле Перкинсе, но пройти мимо фильма о литературе с Колином Фертом и Джудом Лоу в…

  • Джордж Оруэлл - 1984

    Когда за плечами уже целый ряд культовых утопий и антиутопий ( «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451 градус по…

  • Джон Стейнбек - О мышах и людях, Жемчужина

    Обращаясь после главной книги Стейнбека ( «Гроздья гнева») к вещам поменьше, замечаешь, что в них его талант рассказчика не только не слабеет,…

  • Пауло Коэльо - Алхимик

    Всегда хочется понять природу феномена. «Алхимик» - безусловно, феномен. Издан более чем в 117 странах мира, переведен на 81 язык. А в чем феномен…

  • Рэй Брэдбери - 451 градус по Фаренгейту

    «451 градус по Фаренгейту» - столь же ясная и понятная, почти прозрачная, проза Брэдбери, как и «Вино из одуванчиков» и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments