Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Анатолий Иванов - Тени исчезают в полдень



Я читал «Тени», катаясь в автобусе по Европе. Может быть, как раз этим обусловлено возникшее ощущение - это одна из самых русских книг на моей памяти. Шут с ней идеологией, коей в книге предостаточно (а можно ли было в те времена не касаться ее?), тут надо смотреть на то, как показана русская деревня (Зеленый Дол) и природа (утес, Светлиха, леса, топи, луга) впитывать, пропуская через себя, описание народа.

- Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается.

Характеры и внешность героев схвачены так, словно это не придуманные образы, а реально существовавшие люди (и понятно, почему, например, утес, где проходили съемки фильма, переименовали в Марьин, а на реальном утесе-прототипе на Алтае установили памятник Вороновой - настолько мощную легенду создал автор, так тронул струны души, так угадал что-то народное, вечное). И люди эти точно такие, как у Лермонтова: "Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!" Богатыри, титаны, глыбы, высеченные из камня. Гнут их предатели, мучители, беды, а не ломают. И даже те, кого повергает подлый враг, своим примером, памятью о себе бьют этого самого врага еще шибче.



И неудивительно, что книга, так увлекающая, дарящая такое мало с чем сравнимое наслаждение в процессе чтения, получила почти идеальное киновоплощение в виде ставшего культовым у нескольких поколений сериала-саги, где едва ли не все актеры подобраны так удачно, словно это с них Иванов писал своих героев: и фантастическая Красная Марья (Нина Русланова) с ее бешеной энергетикой, и мягкий, но вместе с тем волевой Захар Большаков (Пётр Вельяминов), и магическая Серафима-Пистимея (Александра Завьялова) с одним из самых невероятных взглядов в истории советского кино, и суетливый пустобрех Тарас-Илья "Купи-продай" (Борис Новиков), и подлая Стеша (Элеонора Шашкова), и противоречивый Фрол Курганов (Валерий Гатаев). А вот один из центральных персонажей романа Устин Морозов (Сергей Яковлев) не вполне удался: в моем понимании он еще мрачнее, еще злее и гаже.

- Через год погибла и сама дочь, незаметно, без слез, отправившись на фронт мстить за своего мужа, за этого невидного зеленодольского парнишку. Очевидно, для нее он был самым видным на свете.

Самый интересный герой и книги, и фильма - Фрол. Марья и Захар - исключительно положительные, как Пистимея и Устин с Меньшиковыми - исключительно гадкие, подлые, гнилые. С ними все ясно. А вот Курганов - другой. Он до самого конца мечется, в его душе всю муторную и тяжкую жизнь идет сражение сил добра и зла. И, конечно, он один из титанов.

К прекрасному сериалу можно предъявить разве что несколько претензий в плане того, что обошли стороной несколько важнейших пластов книги: почти не показали одну из главных тем - отвратительную деятельность сект; сгладили грешки молодости Кости Жукова, будущего Устина, не показали, как он страшно убивал, будучи немецким старостой, Полюшку; менее жестко показали сцены с убийством Марьи и актами покорности Серафимы мужу. Но это можно объяснить цензурой, сейчас бы это были сами лакомые для зрителя, рейтинговые куски.

- Та девчонка, что на костре жгли, на горячих углях, — соплюха ведь была, горшком пахло еще от нее. У нее уже волосья затрещали, полыхнули огнем, а она голову вскинула: «Тятенька, ты учил меня стоя умирать». Стоя! Или не помнишь, забыл?! И они стояли все.

Впечатление от романа в итоге не смогли перебить ни Париж, ни Бельгия, а я еще полгода искал «Вечный зов», пока не купил два тома в Москве. Многие говорят, что «Зов» (и кино, и книга) еще круче. Мне пока не верится. Куда круче-то?



P.S. Если трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам» посвящена непосредственно Революции и Гражданской войне, то сага «Тени исчезают в полдень» повествует о борьбе красных и белых, которой нет конца не только в тридцатых, но и после войны, в мирное время. И борьба эта, как иной раз кажется, возможно, не окончена и сейчас.

Книга: 10 из 10
Фильм: 8 из 10
Tags: прочитанное, русская литература, фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “русская литература” Tag

  • Валентин Распутин - Повести, рассказ

    Если бы вдруг пришлось выбирать какое-то одно, наиболее близкое мне направление в русской литературе, безусловно, среди первых в голову пришла бы…

  • Федор Достоевский - Подросток

    «Подросток», входящий в так называемое «великое пятикнижие» Достоевского, на первый взгляд кажется самой сырой вещью в творчестве классика…

  • Татьяна Толстая - Девушка в цвету

    Довольно живой, временами создающий атмосферу уюта, порой смешной, а где-то даже и грустный сборник текстов Татьяны Толстой, наполненный как…

  • Людмила Улицкая - Медея и ее дети

    Семейный роман, сага, хроника - один из моих любимых литературных жанров. Погружаясь в повествование, я и на этот раз ждал, что сейчас будет…

  • Владимир Набоков - Лолита

    Я ожидал большего от одной из самых скандальных и обсуждаемых книг XX века. Понятно, что в наших реалиях многие вещи, описанные Набоковым в…

  • Гузель Яхина - Зулейха открывает глаза

    Как первыми аккордами может зацепить мелодия, так и книга способна запасть в душу с первых строк. «Зулейха открывает глаза» - это как раз тот…

  • Александр Солженицын - В круге первом

    Со мной вот какой казус: когда читаю Солженицына, кровь стынет в жилах от того, что творили чекисты, но ненавидеть Советский Союз (а уж тем более…

  • Юрий Тынянов - Смерть Вазир-Мухтара

    Александр Сергеевич Грибоедов, определенно, был человеком эпохи Возрождения с точки зрения одаренности, разносторонности интересов и сфер, в…

  • Алексей Иванов - Блуда и Мудо

    Именно вот такие книги формируют во мне острое нежелание (какой-то даже страх) знакомиться с другими произведениями автора после того, как одно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments