Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Федор Достоевский - Игрок, Двойник, Господин Прохарчин



"Поэма" Достоевского «Двойник», рассказ «Господин Прохарчин» и роман «Игрок» посвящены темам людских страданий, фобий и страстей. Темы эти красной линией проходят через все творчество Достоевского, а здесь, в ранних произведениях, только разрабатываются, пробуются.

Любой писатель, а особенно Достоевский, думает о «тайне человека», о том из чего сотканы люди, что окружает и окутывает всю их жизнь. Большой мыслитель способен создать яркое произведение, уделив пристальное внимание лишь одной черте человеческого характера, выпятив ее, раздув, подсветив.

- Тот, кто сидел теперь напротив господина Голядкина, был - ужас господина Голядкина, был - стыд господина Голядкина, был - вчерашний кошмар господина Годядкина, одним словом, был сам господин Голядкин.

Так сюжет «Двойника» основан на навязчивом желании скромного, бедного и незначительного героя получить признание в обществе. Тяга эта так неодолима, а обидчивость и подозрительность Якова Петровича Голядкина столь болезненно велики, что разум его, уставший от одиночества и всеобщего презрения, в минуту унижения создает фантастического двойника, на которого можно свалить все беды, неудачи и конфузы - это он, подлец, "Голядка эдакой", строит козни и портит жизнь. Голядкин сходит с ума, не сумев реализовать свои амбиции, покорившись навязчивым идеям. Исследователи установили реальный прототип героя - современник Достоевского Яков Петрович Бутков, писатель незаурядный, но не выбившийся в число первых, окончивший дни в нищете.

- Разбитые ширмы лежали по-прежнему и, обнажая уединение Семена Ивановича, словно были эмблемы того, что смерть срывает завесу со всех наших тайн, интриг, проволочек.

История «Господина Прохарчина» напоминает гоголевскую «Шинель»: мелкий чиновник (Семен Иванович Прохарчин) существует скромно и обособленно, позволяя другим издеваться над собой, копит имущество (надо помогать родственнице в Твери), экономя на всем, отказывая себе, но все нехитрое устройство его жизни ломается от одного только происшествия. Соседи по снимаемому углу придумали новую шутку: стали сообщать ему новости о грядущих изменениях быте чиновников, включающих в себя обязательные экзамены для всех служащих в канцеляриях, повышение для женатых чиновников и обучение неженатых танцам и светским манерам за счет самих чиновников. Новое, непонятное, страшное так испугало недалекого и робкого героя, что у него «ум зашел за разум», и жизнь его кончилась. А из жалкого его тюфяка, на котором прожил он долгие годы, извлекли при посмертном обыске целое состояние - 2497 рублей 50 копеек.

— Скажите, вы не намерены бросить игру?
— О, черт с ней! Тотчас же брошу, только бы...
— Только бы теперь отыграться? Так я и думал.


«Игрок» - вероятно, один лучших текстов в русской литературе об игре, игроках, о страсти, сжигающей и подчиняющей себе волю человека. Любой хоть сколько-нибудь азартный человек (будь то ставки, казино или еще что-то в этом роде) подтвердит: роман, написанный более 150 лет назад, не теряет своей актуальности - так живо, безумно точно и последовательно зафиксированы муки игромана. Но, может быть, самое сильное место романа - образ «бабушки», богатой и вздорной старухи (о, сколько их вывели русские писатели!). Все ждут от нее только одного - смерти и наследства. А она приезжает в Рулетенбург и на глазах у полуобморочной родни и прочих проходимцев проигрывает часть состояния. По Достоевскому, игра - одна из черт русского характера. И русский играет, забывая все и всех, иностранцы, хоть тоже и проигрываются, - не так.
Tags: Достоевский, прочитанное, русская литература
Subscribe

Posts from This Journal “Достоевский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments