Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Нелюбовь (2017)



Разглядывая на экране уродов, не людей, нужно сделать над собой усилие и, превозмогая душевную тошноту, досмотреть, дотерпеть, дополучить прививку против равнодушия, жестокости, скотства, памятуя о том, что Звягинцев не снимает плохих фильмов.

Режиссер, глазами умеющего выхватывать магические кадры оператора Михаила Кричмана, мучительно долго смотрит на все вокруг - на засыпающую хмурую природу, на серый спальный район, на, наконец, сволочей, доставшихся маленькому Алеше вместо любящих родителей. Каждая сцена развивается так медленно, так томит зрителя, что внутренне хочется заорать: хватит! И лишь Звягинцев знает, когда по-настоящему хватит. Играя на грани фола, он терзает людей, заставляет их, желающих отвернуться, не видеть всего этого мрака, ужаса и духовной скудости, смотреть: смотри! смотри! и не смей повторять, не смей стать таким, как эти!



Признаюсь, два с лишним часа я задавался вопросом: зачем снимать кино про столь ничтожных, мерзких, потерявших всякий человеческий облик героев. Не для того же, чтобы в финале, на фоне общей беды, изобразить их трансформацию и обмануть ожидания зрителя? К счастью, Звягинцев не подвел. Он не хуже других понимает, что нелюди не становятся людьми. Сойти с тропы гуманности легко, вернуться обратно - много труднее, значительно труднее, чем, не выпуская из рук телефона, тыркать по клавишам (Андрей Петрович, спасибо за слепок людей нового времени).

Увы, зритель не получает ответа на трудные, пудовой гирей подвешиваемые, вопросы: кто или что делает людей такими - страна, общество, может, какой-то особо ядовитый воздух? Почему самыми неравнодушными к судьбе пропавшего мальчика становятся не родные, призванные защищать, растить, лелеять свое чадо, а чужие, посторонние - волонтеры?



Звягинцев очень убедительно показал нелюбовь, не только как отсутствие тепла и заботы в отношениях между родителями и сыном, но и как принципиальную форму бытования отдельных индивидов - "ни любви, ни тоски, ни жалости". Интересно, а он в принципе (безотносительно того, интересно это ему или нет) мог бы столь же объемно и цепляюще показать любовь? Или вся соль в том, что это чувство после просмотра картины должно (просто от противного) зарождаться в душе всякого вменяемого человека?

9 из 10
Tags: Звягинцев, фильмы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Возвращение (2003, Звягинцев)

    Так уж получилось, что сперва я посмотрел "Изгнание", а уж затем обратился к "Возвращению". Как сказал бы герой…

  • Изгнание (2007, Звягинцев)

    - Если хочешь убить — убей. Если хочешь простить — прости. Не помню, кто и когда убедил меня в том, что наше кино погибло в эпоху…

  • Елена (2011, Звягинцев)

    - И последние станут первыми. Мне этот фильм из трех у Звягинцева понравился меньше всего. И дело тут не в том, что режиссер где-то снизил к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments