В русской историографии и литературе отношение к царю Лжедмитрию I очень разнообразное, причем чаще - негативное (в предваряющей пьесу статье «Русская история в “совестном суде”» Т. Москвина кратко обговаривает наиболее популярные точки зрения).
Служи царю мечом на ратном поле
Да в думе головой, а не доносом.

Островский в несколько ином свете показывает эту историческую фигуру. У него акцент не на том, что Лжедмитрий - по сути незаконный правитель. Он много внимания уделяет тому, что царь был одним из первых, кто хотел на европейский манер реформировать Россию.
Народ - волна; куда его подует, туда и льет.
В этом смысле судьба его трагична: ни Россия не была готова к насаждению иных обычаев, ни он сам толком не знал, как это нужно и можно сделать, да еще и совершал одну ошибку за другой: начал с повсеместного насаждения чужой веры и предоставления слишком большой воли панам, урезав власть бояр, а закончил безграничным доверием к Василию Шуйскому, его и свергнувшему. Правление его было кратким ярким запоминающимся и не слишком радостным для всех.
Короток суд народный - беспощадный,
Кровавый суд, без совести, без толку -
В нем Бога нет.
Подход Островского к персоне Лжедмитрия подкупает тем, что его герой - сложный, противоречивый. Автор уходит от морализаторства, от вынесения приговоров и однозначных оценок, позволяя читателю самому составить для себя мнение об одном из самых необычных российских царей.