
Зритель знает, как и когда зародилась традиция изображения мафии вообще и итало-американской в частности. Зритель относится к саге о семействе Корлеоне с тем же почтением и с той же любовью, с какой относятся к ней создали "Клана Сопрано", поэтому зритель, я уверен, согласится, что "Крестный отец-4", будь он снят, выглядел бы примерно так же, как рецензируемый мною сериал. Дэвид Чейз талантливо и многогранно передал весь спектр проблем, с которым столкнулась бы старая добрая мафия в современных реалиях, как бы менялась она, всеми силами стараясь при этом не меняться и жить сообразно с жестоким и непреложным укладом жизни отцов-основателей.
Конечно, нельзя считать "Клан Сопрано" банальным переложением классической истории на новый, отвечающий запросам нового времени, лад (вроде "Шерлока" от BBC), хотя бы потому что на каждого канонического и от того почти карикатурного героя (Сил, Поли, Пусси, Коррадо Сопрано, Ральф, Тони Бландетто) в этом шоу находится не один совершенно иной, сложно смонтированный и не сразу считываемый, образ (Тони Сопрано, Крис); на каждую узнаваемую историю (борьба за власть в семье, проблемы с полицией, поиски крыс, войны с другими семьями) можно предъявить оригинальную (психические проблемы у босса мафии; наркотическая зависимость одного из главных героев - то, о чем предупреждал деловых партнеров на Комиссии пяти семей дон Корлеоне).

- Какая разница, что говорят у тебя за спиной, если никто не смеет сказать в лицо...
Здесь все по высшему разряду - и сценарий (Дэвид Чейз), и режиссерская работа (так вот откуда выросли Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер и Теренс Уинтер, приложившие руку к "Подпольной империи"), и актерская игра (глупо вычленять кого-то, потому что нужно будет перечислить всех и каждого - так круто справились актеры даже с самыми незначительными ролями), и атмосфера мафиозной саги.
И все же у меня есть одна существенная претензия к "Клану Сопрано" - фигура главного героя. Глупо ожидать, что криминальный авторитет будет белым пушистым кроликом, но Тони Сопрано, ведущий изнурительную борьбу со своими демонами, тяжелыми комплексами, навязанными авторитарной матерью, вступающий в схватку с конкурентами и ближайшим окружением, пытающийся не дать развалиться своей (личной) семье, которому иной зритель может посочувствовать, у меня вызвал резкое отторжение.
- Я как царь Мидас, только наоборот — все, к чему я прикасаюсь, превращается в дерьмо.
Может быть, дело в том, что он - не Майкл Корлеоне, Джеймс Гандольфини - не Аль Пачино, а создатели сериала - не Пьюзо с Копполой, но, скорее всего, дело в том, что все, что делает Тони, так или иначе направлено лишь на то, чтобы спастись самому, защитить свои интересы (у Майкла Корлеоне во главе угла - Семья). Он черная дыра, безжалостно поглощающая все, что оказывается в радиусе его действия. Я не могу симпатизировать такому герою. А для меня в каждой истории важно найти тот образ, за который можно ухватиться, который можно хотя бы отчасти и со всеми допустимыми оговорками, спроецировать на себя. Когда такового нет (даже среди второстепенных героев) у меня остается чувство пустоты.

Для фанатов жанра и всех любителей хороших сериалов - must see. Я понимаю, почему проект стал культовым, феноменом своего времени. Для этого у него есть все.
9 из 10