Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Робот по имени Чаппи (Chappie, 2015)



Слово "робот" открылось человечеству с легкой руки Карела Чапека и его брата Йозефа в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор о роботах написаны десятки книг, сняты десятки картин, а сами роботы вошли во многие сферы человеческой жизни. Но 35-летний уроженец Йоханнесбурга Нил Бломкамп, разработав самостоятельный подход к теме, сумел создать нечто оригинальное и свежее. Он вывел на подмостки киноискусства очеловеченного робота.

Конечно, можно сказать, что "Чаппи" в какой-то мере продолжает традицию, заложенную такими лентами, как "Двухсотлетний человек" (1999) и "Искусственный разум" (2001). Но слишком уж не похоже творение Бломкампа на выше означенные фильмы как по части жанра, так и по части стилистики, что невольно от такого прямого сопоставления хочется откреститься.

Не похожий на своих литературных и кинематографических предшественников робот по имени Чаппи влюбляет в себя зрителя с первых робких шагов, покоряет своей детской наивностью и непосредственностью. Робот, проходящий этапы взросления и обучения, открытый для всего, не ведающий зла и жестокости... Что это, если не новое слово? Именно на фигуре Чаппи зиждется успех и прелесть картины. Никакие сюжетные повороты и нравственные проблемы, коими щедро сдобрен сценарий, не могут по степени своей притягательности соперничать с милым Чаппи.



Вообще, Чаппи - это чудо, чудо нашего роботизированного века. Робот с душой ребенка и интеллектом всех предшествующих поколений, - это точно такое же чудо, как мальчик с крыльями из фильма моего любимого Франсуа Озона "Рики" (2009). И роднит обе эти картины одно горькое обстоятельство: люди оказываются не вполне готовы к тому, чтобы правильно воспринимать чудо. Все они слишком жестоки, алчны и невежественны. Каждый начинает строить свои практические расчеты, основываясь на чудесной силе необычного героя.

Впрочем, Чаппи пленяет не только избалованного и много чего повидавшего зрителя, но и своих "папу" и "маму" - мелких бандитов и наркоторговцев из Йоханнесбурга, преследующих на этой бренной Земле только одну цель - выжить и разбогатеть. Являясь проводником идей своего создателя (не органично сыгранного Девом Пателем героя, а непосредственно режиссера Нила Бломкампа) Чаппи меняет не только жестоких родителей, но и огрубевших зрителей, заронив в каждого искорку добра, тепла и нежности. А как иначе можно реагировать на похождения махины-робота, которому по вечерам сумасбродная мамочка, укрыв титановое "чадо" одеялком, читает сказки и рассказывает о загробной жизни?

Помимо образа Чаппи, надобно отметить общую задорную, озорную, мрачновато-грубоватую, драйвовую стилистику фильма Бломкампа, умело сочетаемую с документально-репортерской манерой съемки. Также стоит отметить удачную работу Хью Джекмана, который здорово сыграл осатаневшего вояку, и фриковатой парочки Ninja и Йо-Ланди Фиссер (южноафриканская рэп-рейв группа "Die Antwoord").



Нил Бломкамп вынашивал идею "Чаппи" более десятилетия, впервые опробовав эту тему в короткометражке "Тетра Ваал" (2004). С этой точки зрения фильм, наверное, мог бы быть более совершенным. Однако общее очарование картины с лихвой перекрывает минусы. Много ли вы видели наивных и забавных фильмов о роботах без излишней назидательности и морализаторства?

9 из 10

P.S. Один балл накинул исключительно за гениальную аллюзию на Бога и человека, на Создателя и его Творение в сцене, когда Чаппи спрашивает у Создателя: зачем создавать творения, которые умирают? Теперь я знаю, какой вопрос задам Богу, коли свижусь с ним.
Tags: религия, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments