Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Бёрдмэн (2014)



По аналогии с фильмом "Куда приводят мечты" оскароносную картину Алехандро Гонсалеса Иньярриту можно было бы перевести как "Куда приводят амбиции". Это не было бы преступлением против сути повествования, но стало было бы большим упрощением идеи мексиканского режиссера, склонного к уходу от прямоты и разложенной на атомы однозначности. Иньярриту, насколько я мог судить, посмотрев до этого лишь одну картину мастера, серьезный акцент делает на мотивах, определяющих все ключевые поступки человека. Если герой фильма "Бьютифул" сосредоточен на том, чтобы помогать другим, то персонаж "Бёрдмэна, напитанный эгоцентризмом, сосредоточен на удовлетворении каких-то исключительно своих потребностей.

Ригган Томпсон - бывший актер, 20 лет назад сыгравший популярного супергероя, мечтает вернуться на синематографический Олимп, но выбирает для этого очень сложный, извилистый, а порой кажется, что и совершенно ложный, путь. Но это обманчивое впечатление. Серьезная бродвейская постановка - это именно тот единственно верный путь к себе, к обретению веры в себя и понимаю своих возможностей и способностей.



- Давай по-честному, папа... ты делаешь это не ради искусства. Это просто потому, что ты снова хочешь почувствовать себя значимым. Ты ненавидишь блогеров, смеешься над твиттером, у тебя даже на фэйсбуке странички нет. Ты из тех, кого вообще не существует. Ты делаешь это, потому что ты до смерти боишься, как и все мы, что ты — никто.

Деньги и слава, дешевая, не достающаяся тяжелым трудом, популярность, способные так искусно, словно мелкий рассыпающийся проказами бес, тешить израненное самолюбие любого актера, вернулись бы вмиг, лишь объяви Ригган о начале съемок новой серии из популярной франшизы. И какая-то очень большая часть его сознания, долгие годы взращивавшаяся в лучах сомнительной славы и доходов утекающих так же быстро, как и приходящих, отчаянно жаждет возвращения к прежнему укладу жизни, воплощаясь в образ человека-птицы. Но актер проявляет терпение и срывает самый большой джекпот в своей жизни, узнавая не только реальную цену своему таланту, не только выходя за границы сдерживавших его всегда лимитов, но и проникая в какой-то глубинный и житейский смысл бытия.

Хороший сценарий и классная работа подзабытого всеми любимого киногероя Майкла Китона позволяют зрителю долгое время с придыханием следить за этой схваткой двух начал в человеке - рохли, вечно готового поддаться искушениям и выбору легкого пути, и бойца, готового проламывать своим лбом невежество и недоверие окружающих и собственные страхи. Победа в такого рода схватке кардинально меняет человека, даруя ему крылья вдохновения и неиссякаемой веры. На этих крыльях можно птицей парить в поднебесье.



- Нужно было соглашаться на то реалити-шоу "Томпсоны". Было бы круто. Дерзкая дочь-наркоманка, сочная жена с упругой грудью, вот что нужно людям, а не это твое унылое дерьмо.

"Бёрдмэн" подкупает не только фигурой Риггана Томпсона, но и изысканным, где-то трэшовым, где-то откровенно стебным, а где-то правдиво-документальным изображением изнанки жизни театра и киношной богемы. Будучи одновременно и участником этого кинобизнеса, и сторонним наблюдателем, Алехандро Гонсалес Иньярриту дает довольно жесткие и честные оценки этой среде, как в свое время безжалостно прикладывал Голливуд, вскрывая все его гнойники в своих рассказах и романе "Последний магнат", Фрэнсис Скотт Фицджеральд, работавший сценаристом на "Фабрике грез". Это сообщество, как и любое другое, полно самых разномастных типов, и если одни, сохраняя порядочность, работают на износ каждый день и каждый час, другие, занимаясь в основном самолюбованием, не упускают возможности обставить кого-то даже самым неприглядным способом.

- Слушай, Джейкоб, это была бы катастрофа. Хуже актера я в жизни не встречал, пока что "кровь из уха" — его лучшая работа.

Очень часто бывает, что звездный актерский ансамбль портит все дело, играя вразнобой, как "проказница-мартышка, осел, козел да косолапый мишка". Но "Бёрдмэн" - не тот случай. Придуманное, рожденное и воплощенное Иньярриту кино выдерживает на протяжении всего экранного времени не только единый ритм и накал, но и единый стандарт актерской игры, где особняком, конечно, стоят Майкл Китон и Эдвард Нортон.

Это очень мощное и совершенно неожиданное в сегодняшних реалиях кино.

10 из 10

Tags: Фицджеральд, фильмы
Subscribe

  • Земля будущего (Tomorrowland, 2015)

    - Ищите мечтателей, тех, кто не отступает, за ними будущее. Писатели-фантасты и режиссеры этого толка всегда с разной степенью успеха пророчили…

  • Час (The Hour, сериал, 2011-2012)

    Команда сценаристов "Часа" и группа режиссеров во главе с Коки Гидройч исполнили мою мечту - компания BBC сделала кино о BBC. Именно…

  • 32

    Уже 32.... ну, почему же не 22...(

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments