Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Мертвые души (1960)

2848-1

Великая поэма Гоголя "Мертвые души" - моя настольная книга. Я регулярно обращаюсь к ней, перечитывая, вспоминая цитаты, пересматривая экранизации и постановки. Каждый раз, даже не самые удачные работы, открывают для меня что-то новое, еще и еще углубляют смысл, вложенный Гоголем в свое бессмертное произведение более 170 лет назад.

Если бы меня спросили, какую книжку я бы оставил на свете при том, что оставить можно всего лишь одну, я бы назвал "МД", потому что в этом тексте есть, может быть, самое точное описание России и русских людей, не потерявшее, а напротив только приобретшее актуальность в наши дни. "Мертвые души" дают возможность понять, почему мы, русские, на протяжении целых эпох ходим кругами, не претерпевая, как кажется, никакой принципиальной перемены.

- Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!

Фильм Леонида Трауберга 1960 года нельзя в полном смысле этого слова назвать экранизацией поэмы Гоголя. Это, скорее, зарисовки на тему, причем очень театрализованные. Это касается всего - декораций, расставленных акцентов, гипертрофированной "жирной" игры актеров, стремящейся к некоторому переигрыванию. Все это временами грозит скатиться к какому-нибудь полусерьезному капустнику, но, к счастью, участь сия минует эту картину.

134183

К полновесным плюсам фильма можно отнести четко схваченную атмосферу современной Гоголю России, помноженную на замечательные костюмы и актерские работы, выполненные в духе традиционного русского театра и не искажающие первоисточника: Чичиков - делец и плут, Манилов - елей, Коробочка - тупоумие, Собакевич - медведь, Ноздрев - разбитной малый и проч. Здесь мы имеем дело со следованием старым добрым русским традициям, чего, например, в наши дни зачастую не хватает художникам.

- Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Минусы же можно перечислять долго и въедливо, но проще сказать, что этому фильму сильно не достает объемности, широты, простора, стремительности. Не поспевает, образно говоря, это кино за гоголевской Русью-тройкой. Отсюда и все прочие минусы - и отсутствие акцентов на жизненно важных для понимания поэмы лирических местах, и пропуски значимых фрагментов, полнее раскрывающих характеристики персонажей.

134199

По актерам. Владимир Белокуров сыграл хорошо, пожалуй, даже ловко (важное качество для Чичикова), но у меня он все равно не очень вяжестся с литературным героем. Манилов (Юрий Леонидов), Ноздрев (Борис Ливанов), Коробочка (Анастасия Зуева) и Собакевич (Алексей Грибов) очень хороши. Плюшкин (Борис Петкер) не вполне удачен, по-моему. Дамы и прочие представители общества - хорошо.

- Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.

Словом, фильм этот смотреть можно, но опираться на него не стоит. Ежели книгу не хочется/не можется читать, то лучше, конечно, обратиться к экранизации 1984 года.

6 из 10

Tags: Гоголь, русская литература, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments