Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Великий Гэтсби (1974)

robert-redford-the-great-gatsby

Неумолимое время порой не щадит ни людей, ни произведения искусства. Экранизацию романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби" образца 1974 года оно точно не пощадило. Хорошая литература в принципе долговечнее даже самых хороших фильмов. Книгу каждое поколение может подладить под себя, придать свежести и красок, обновить и адаптировать так, чтобы она отвечала запросам эпохи, была актуальна и злободневна. С фильмами сложнее. Они порой просто выходят в тираж, перестают быть хоть сколько-нибудь актуальными.

Один из необъяснимых секретов романа Фицджеральда заключается в том, что рассказанная в нем история, герои и их нравы отлично ложатся на любое поколение, хоть каждые 10-15 лет снимай новое кино. Вероятно, фильм 1974 года был в свое время событием и в каком-то смысле даже прорывом. Увы, сейчас, он безнадежно устарел. С ним произошла ужасающая катастрофа, сродни той, которая постигла экранизацию другого романа великого американского прозаика "Ночь нежна" (1962).

Страшнее всего, пожалуй, то, что устарели не какие-то профессиональные приемы кинопроизводства, костюмы или игра актеров. Устарели лица. Сейчас 30-летние (рассказчик Ник Каррауэй как раз тридцати лет от роду, а все остальные - где-то рядом с ним) выглядят значительно моложе, и, когда я читал роман, сформировал для себя внешность героев, опираясь на современные реалии (этой же концепции, кстати, придерживается и блистательная версия База Лурмана 2013 года). И когда смотришь на 38-летнего тогда потрясающего красавца Роберта Редфорда, мозг автоматически посылает сигнал - "какой ухоженный 45-летний дядька". То же касается и 29-летней тогда актрисы Мии Фэрроу, которая сейчас воспринимается как "экзальтированная дама за 40". Но для читателя эти герои значительно моложе, поэтому наступает когнитивный диссонанс, который убивает всякое удовольствие от просмотра картины.

Я не большой сторонник каких-то сомнительных экспериментов, когда имеешь дело с классикой, но сегодня я отчетливо понял, что формальный и механический подход к экранизации великих историй, пожалуй, еще губительнее, чем эксперименты, которые хотя бы направлены на создание чего-то нового. Джек Клейтон по сценарию Френсиса Форда Копполы снял невероятно сухое, скучное и небогатое на краски и эмоции кино. Такой подход к прозе Фицджеральда - это просто самоубийство. У него всякий раз трагедия растворена в пузырьках шампанского, которые бьют в нос, кружат голову и волнуют сердце. Ничего этого нет в фильме Клейтона. В нем нет и капли духа и стилистики текста Фицджеральда.

farrow1

Можно еще долго и педантично вычленять откровенные просчеты создателей картины, но я упомяну лишь об одном, очень существенном. Фигура рассказчика - ключ к роману Фицджеральда. Именно глазами Ника Каррауэя читатель (а вслед за ним должен и зритель) видит сперва лоск, роскошь и блеск жизни богачей 1920-х, а потом и прогнившую мораль, полную бездуховность, снобизм и тупоумие тех, кто обитает за богатыми фасадами. В этом фильме ничего этого нет. Сэм Уотерстон, который покоряет своей живостью и энергичностью в "Службе новостей", здесь просто никакой. Почти нет ценнейших ремарок этого важнейшего персонажа, он почти не меняется, оставаясь каким-то уныло-серым брокером. Он словно просто присутствует, но никак не наблюдает, не анализирует.

Это полный провал, даже в мелочах. Не зря говорят, что дьявол скрывается в деталях. Вот взять хотя бы словечко Джея Гэтсби "старина", которое так ладно идет Ди Каприо. Здесь оно трансформируется в "старик". Согласитесь, это, как говорят в Одессе, - две большие разницы.

3 из 10

P.S.
По баллу накинул за очаровательного при всей своей брутальности Роберта Редфорда (ему бы лет на 10-12 раньше сыграть эту роль...), за костюмы и музыку, за обращение к Фицджеральду.

P.S.S. Я, если честно, ужаснулся тому, сколько критических и откровенно критиканских стрел было выпущено в "Великого Гэтсби" 2013 года уже после того, как я оценил фильм на 10, посмотрев в кинотеатре. В чем только не обвиняют тот фильм. Но вот вам один частный пример. Экранизация Лурмана побудила меня прочитать четыре романа Фицджеральда - «По эту сторону рая» (1920), «Великий Гэтсби» (1925), «Ночь нежна» (1934) и «Последний магнат» (1941) - и сборник рассказов (еще три стоят на полочке и дожидаются своего часа). Разве плохое кино способно так зажечь человека? А фильм 1974 года не вызвал во мне ничего кроме скуки, негатива и сожаления. Вот вам и история.

Tags: Фицджеральд, зарубежная литература, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments