Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Михаил Булгаков - Зойкина квартира. Адам и Ева. Александр Пушкин

Я, рассказывая об отсмотренных фильмах, часто люблю говорить о таком понятии, как "атмосфера". Оно для меня едва ли не важнее всего, оно перекрывает и сглаживает массу разных слабых мест. Именно за атмосферу я, прежде всего, люблю Булгакова. У него эта самая атмосфера (демоническая, театральная, морфинистская, советская и проч.) окутывает читателя, силой погружает в то время и в ту ситуацию, которые обозначены в произведениях.

Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов.

В этом смысле пьеса "Зойкина квартира", на мой скромный вкус, - одна из самых атмосферных вещей в богатом и разнообразном творчестве писателя. Тут все очень уместно и очень органично, все герои составляют незабываемый паноптикум: и китайцы, и "бывший дворянин", и мошенник Аметистов, и коммерческий директор треста тугоплавких металлов (ох, мне от одной должности уже смешно) Борис Семенович Гусь-Ремонтный, и деятельная Зойка.

В пьесе уже отчетливо прослеживается атмосфера московских проделок свиты Воланда (мои любимые места в романе), а Аметистов - так и вовсе очень узнаваемый прообраз Коровьева. Да и председатель домкома (этих товарищей Булгаков, как видно из его творчества, сильно не любил) Аллилуйя сочетает в себе черты и Швондера и Босого.

- Когда у человека все потеряно, ему нужно ехать в Москву.

Под вывеской "ателье" в советской квартире устраивается дом свиданий. А наряды, кстати, самые разнообразные и заграничные у Зойки откуда? Принято считать, что фарцовка в СССР появилась в 1950-е годы. А тут действие происходит в 1920-е годы.

- Тебя же расстреляли в Баку, я читала!
- Пардон-пардон. Так что из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит, уж и в Москву не могу приехать? Хорошенькое дело.


Вместе с сильной юмористической составляющей в пьесе важная роль отводится не только плутовству, любовным интригам, но даже какой-то чертовщине в гоголевском духе: мертвое тело на одной из Зойкиных вечеринок ведет себя очень преинтересно.

Большие художники всегда умели схватывать человеческую и историческую сущность, выдавая что-то такое, что будет актуально всегда - при любых правителях и любых поколениях. В этой пьесе, как и должно быть во всякой классной пьесе, много таких мест, но есть несколько, которые так и просятся быть процитированными:
- Человек, получающий 200 червонцев в месяц, не может быть вульгарным.
- Потому что эта власть создала такие условия жизни, при которых порядочному человеку существовать невозможно.

Zojkina_kvartira._Adam_i_Eva._Aleksandr_Pushkin
Пьеса "Адам и Ева" отчасти повторяет мотив "Роковых яиц" - Советский Союз на грани исчезновения из-за настоящей катастрофы (там биологической - вышедшее из-под контроля расселение ужасных рептилий, здесь - техногенной - газовая война). Однако в пьесе Булгаков еще страшнее рисует апокалипсис, еще смелее и резче. Погибает весь Петербург (написать такое в 1930-е - это сильно). И если в "Яйцах" трагедия разыгрывается по воле случая или глупейшей ошибки, то здесь к истреблению человечества приводят политика и слабоумная агрессия самих людей.

Считается, что настоящие Творцы существенно опережают свое время, пророчат судьбу будущих поколений. Сейчас кажется, что булгаковское пророчество все ближе и ближе. И от этого мороз продирает по коже.

Пацифист по своей природе Булгаков ("Я в равной мере равнодушен и к коммунизму, и к фашизму"), указывает еще и на то, что опасны не только неуемные амбиции политиков или злость простых людей, но более всего опасны идеи. Он борется и с теми, кто считает, что "на стороне СССР - великая идея": "Я боюсь идей! Всякая из них хороша сама по себе, но лишь до того момента. пока старичок-профессор не вооружит ее технически. Вы - идею, а учёный в дополнение к ней - ... мышьяк!" Теперь я понимаю, откуда растут ноги у романа Курта Воннегута "Колыбель для кошки" (1963), где постоянно ставится вопрос об ответственности ученого, создавшего смертоносный "лед-9". Мне еще тогда чудилось сходство с булгаковскими идеями. Не ошибся.

Кстати, очень оригинальный и непонятный фанатикам-государственникам способ борьбы с идеями (и конкретно с изобретением смертельных газов) предлагает Булгаков в своей пьесе - нужно раздавать противоядие/изобретение всем странам и народам. Естественно, такого человека дурачки будут считать предателем. Это ж только Советский союз должен обладать таким изобретением, а на остальных людей можно махнуть рукой.

Я, со всем этим непониманием христианского Бога, не могу не пройти мимо такой вот сентенции: "Гляньте в окно, гражданин, и вы увидите, что ни малейшего Бога нет. Тут дело верное". В наши тревожные дни можно эту фразу так переиначить: "Гляньте выпуск новостей, гражданин, и вы увидите, что ни малейшего Бога нет. Тут дело верное".

В "Адаме и Еве", помимо сильных автобиографических мотивов (отсылка к реальному любовному треугольнику), любопытно присутствие образа тихого счастья, о котором и в самом деле грезил Булгаков: "Я бы хотел лежать в чистой постели, и чтобы чай с лимоном стоял на стуле. Я устал. Я болен".

К слову о пророчествах. Знал Булгаков про финансовый кризис, знал: "Советский рубль - я тебе скажу по секрету - ни черта не будет стоить. <...> На свете существуют только две силы: доллары и литература!"

Конечно, мне больше всего понравилась третья пьеса - "Александр Пушкин". То есть как понравилась. Наибольший отклик во мне нашла - так вернее. Никогда не причислял Пушкина к своим любимцам, но здесь, читая, пусть и художественное представление об исторических событиях, невозможно не воскликнуть: "Суки, твари, подлецы, интриганы, душегубы". Очень страшная на самом деле история. Я проникся ею как-то только теперь благодаря литературе (как проникся войной 1812 года только благодаря "Войне и миру", а не историческим фактам).

Pushkin's_duel_with_d'Anthes,_atrist_A._Naumov_1884

Очень нетривиальный и непопулярный вопрос в устоявшейся литературоведческой традиции, между тем, задает Булгаков в своей пьесе: Пушкина. Почему никто и никогда не спросил меня счастлива ли я? Действительно, как-то не очень принято задаваться вопросом, а как же красавица-жена Пушкина Наталья Гончарова, которой, по-видимому, хотелось другого женского счастья, неиспытанного с Поэтом. Одни говорят про нее: «К тебе презреньем все здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта». Другие считают ее невинным ангелом. Истина, как водится, где-то посередине. Впрочем, вряд ли, не желай она ухаживаний Дантеса, понимай ясно, к чему все это может привести, все бы случилось так, как случилось. Проговаривая этот ее вопрос, Булгаков все равно не выказывает в Гончаровой сочувствия.

184

Может быть, вынося за скобки лишь любовные интриги, очень хорошо, лучше прочих, понимал того позднего Пушкина сам Булгаков, которого тоже нещадно травили и власть, и общество. Поэтому и получилось у него так достоверно, так проникновенно передать события, приведшие к трагической гибели "Солнца русской поэзии".

Tags: Булгаков, Пушкин, прочитанное, религия, русская литература
Subscribe

  • Чики (сериал, 2020)

    Юг России. Провинция. Казаки и джигиты. Церковь и притоны. Нищета и сила духа. Животные инстинкты, подсолнухи и арбузы. Грязь и красота. Мечты,…

  • Колл-центр (сериал, 2020 – ...)

    «Колл-центр» с первой серии дает понять зрителю, что перед ним редкий для российского кинематографа продукт - стильный, откровенный,…

  • Аббатство Даунтон (Downton Abbey, 2019)

    Если формулу Хемингуэя про «Праздник, который всегда с тобой» переносить не только на жизнь, но и на искусство, то есть вещи, дарившие всегда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments