Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Патруль времени (Predestination, 2014)

Predestination-2014

Конечно, я и без гениального в соотношении идеи и объема рассказа Роберта Хайнлайна "Все вы зомби" и фильма "Патруль времени" не представлял окружающий мир и человеческое бытие как нечто простое и понятное. Но эта связка литература+кино в очередной раз убедила меня в том, что все гораздо сложнее, чем можно себе даже попытаться представить: сколько теорий не выдвигай, сколько доказательств не приводи, а смысл и природа бытия все равно останутся загадкой, над которой бились поколения и народы веками. И будут биться. Так уж заведено - биться, искать ответы. Так, может, смысл жизни и цель нашего существования именно в этом?

Хайнлайн, а за ним и братья-режиссеры Майкл и Питер Спиринги ищут ответ на вечный, как сам мир, вопрос о том, что появилось раньше - курица или яйцо? Помогает им всем в этом образ Уробороса («змей, пожирающий свой хвост»), символизирующий собой цикличность времени, периодизацию жизни, где жизнь сменяется смертью, которая снова отступает перед жизнью. Важен здесь и мотив перерождения. Уж сколько веков живут люди, а в сущности они совершенно не меняются ("Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца"). Если бы на место умерших людей приходили бы какие-то совершенно иные люди, обновленные, умудренные, одухотворенные, то давно бы уже мы жили в Эру Милосердия. Но так не происходит, словно одни и те же люди бредут по кругу, выходя откуда-то в этот мир, уходя в небытие, чтобы снова переродиться и продолжать завидовать, любить, бить, пакостничать, страдать, мечтать, словом, - быть людьми.

Неподготовленного зрителя, вроде меня (рассказ я прочитал сразу после просмотра, ища ответы на множество накопившихся вопросов), фильм потрясает. В нем есть не только масса временных планов (1945, 1963, 1964,  1970, 1972, 1974, 1975, 1979, 1985, 1992, 1993) и смыслов разных глубин и уровней (от мысли о парадоксальности всего сущего, от очередной трактовки идеи о том, что человек - сам кузнец/творец своего счастья, своей судьбы - до буддистской притчи о перерождениях или о том, что все заранее предопределено и лишние терзания ни к чему), но и настоящие моменты Откровений. Самое сильное из них, пожалуй, случается буквально через минуту-другую после вставной новеллы о жизни Джейн. Далее следует еще несколько очень мощных мест, но их уже ждет зритель, мозг которого, разбуженный первым откровением, лихорадочно работает, осмысляя увиденное и сказанное, пытаясь выпрямить логические спирали, найти невероятному вполне вероятное объяснение.

Рассказ Хайнлайна покоряет тем, с какой легкостью автор жонглирует парадоксами, давая попутно нетривиальный взгляд на происхождение человека и указывая на почти стертые различия между полами. Все это сохраняется и в картине Спирингов.

Давно завоевавший мои симпатии Итан Хоук (спасибо Ричарду Линклейтеру за это) здесь играет сдержано, нейтрально, можно даже сказать, что он лишь подыгрывает Саре Снук, ставшей для меня настоящим открытием. Сара не боится грима, органично чувствует себя в нескольких ипостасях, одна из которых сильно смахивает на молодого Лео Ди Каприо.

Обычно я ругаю тех людей, которые в России занимаются адаптацией иноязычных заглавий, потому что чаще всего русские варианты едва ли вяжутся с содержанием картин. Здесь, в общем-то, та же история, потому что "Патруль времени" - это обещание зрителю погонь по временным тоннелям, стрельбы, драйва. Естественно, обещание это не сдерживается. И слава Богу. Зритель обманут. Но здесь обман только на руку, потому что мировоззренческие потрясения круче и полезнее любых, даже самых драйвовых погонь и перестрелок.

10 из 10

P.S. Интересно, а не бьет ли этот случай рекорд "самого краткого оригинального текста", по которому снято кино? Потому что рассказик Хайнлайна совсем крошечный.

Tags: зарубежная литература, мысли, фильмы
Subscribe

  • О Месси в «ПСЖ»

    Конечно, всем очевидно, что история Лео в Барсе, вообще в европейском футболе должна была закончиться не так. Всегда хочется, чтобы волшебство и…

  • 💣 Месси ушел из «Барселоны»

    Стороны не смогли продлить контракт из-за финансовых и прочих препятствий. Довели клуб до ручки. Нараздавали конских зарплат всем подряд. Да и тот…

  • Юрий Олеша - Зависть

    Шкловский в своей статье "Глубокое бурение" анализировал творчество Олеши, подчеркивал особую одаренность писателя, его тягу к ярким и точным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • О Месси в «ПСЖ»

    Конечно, всем очевидно, что история Лео в Барсе, вообще в европейском футболе должна была закончиться не так. Всегда хочется, чтобы волшебство и…

  • 💣 Месси ушел из «Барселоны»

    Стороны не смогли продлить контракт из-за финансовых и прочих препятствий. Довели клуб до ручки. Нараздавали конских зарплат всем подряд. Да и тот…

  • Юрий Олеша - Зависть

    Шкловский в своей статье "Глубокое бурение" анализировал творчество Олеши, подчеркивал особую одаренность писателя, его тягу к ярким и точным…