Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Отрочество (Boyhood, 2014)

Wallpaper-BOYHOOD-be-1366x768

Уже в процессе ознакомления с культовым трехтомником о любви - Перед рассветом (1995), Перед закатом (2004) и Перед полуночью (2013) - мне думалось, о том, насколько хорошо режиссер понимает суть жизни (не путать со "смыслом"), которая вся в незначительных, мельчайших деталях, вроде ненароком оброненного слова, нежного взгляда, мягко прикосновения, мимолетной обиды, застревающей занозой в сердце, вроде сильных чувств, годами тлеющих на донышке души. После просмотра "Отрочества" я окончательно убедился, что все мы живем в одно время с великим бытописателем, имя которому Ричард Линклейтер.

Понимаю, что многих отпугнут почти три часа экранного времени. У меня тоже были опасения. Я даже обожаемые мною режиссерские версии фильмов Питера Джексона о Средиземье порой останавливаю, чтобы заварить чайку, притащить в комнату вкусных кексов. В случае с "Отрочеством" я не отвлекался, боясь упустить что-то важное, что-то, что режиссер сквозь своих персонажей транслирует именно мне. В моей жизни никогда не случалось большинства историй, которые в те или иные моменты переживают герои "Отрочества", и все же это кино про Меня, потому что это кино про Каждого.

- Бамперы для детей! В жизни не будет бамперов.

Человек удивителен и сложен. Линклейтер показывает зрителю человека во всей его красе и со всеми его недостатками в самый сложный и едва ли не самый определяющий период жизни. Он показывает взросление человека. Мальчика. Но делает это не так, как все. Режиссер осознанного уходит от нарочитого морализаторства. Он не учит, как надо и как не надо (маленький совет зрителю он дает лишь в самом конце трехчасовой лекции по теме "Жизнь, как она есть"), он просто показывает, как это происходит с тысячами и миллионами мальчишек и девчонок, со всеми нами.

Допустим, разведенные родители, новые мамины дружки, пьяные идиоты, любящие поучать, наставлять, приказывать, подчинять, есть, к счастью, не у каждого, но это лишь не самые обязательные входные параметры. Важнее вереница событий, дум, поступков, которые сопровождают человека на пути от по-щенячьи беззаботного детства к острой и проблематичной юности, оставляющей своей ожоги на тонкой, еще не покрывшейся броней взрослости душе. Как правило, все мы, независимо от заданных параметров, проходим один и тот же путь. Ричард Линклейтер его фиксирует.

boyhood3

Время - это лучший грим. Примерно таким девизом руководствуется режиссер, создавая многие из своих лучших картин. Но если в романтической трилогии Линклейтер трижды организовывает зрителю свидание с героями с разницей примерно в 10 лет, то в "Отрочестве"он входит в жизнь одной среднестатистической семьи, демонстрируя трансформации тела и духа буквального по месяцам в течение двенадцати долгих лет. Это что-то вроде самого долгого в истории человечества реалити-шоу, сжатого в 165 минут. Нет плавным переходам, говорит Линклейтер, и герои у него, скрываясь за дверью, через миг появляются из той же двери "постаревшими" на несколько месяцев.

- Знаешь, как говорят: лови момент.
- Я думаю, все наоборот - это момент ловит нас.


Подобный монтаж, когда эпизод наслаивается на эпизод, когда не успеваешь привыкнуть к одному облику героев, как на смену им приходят другие, замечательно работает на генеральную идею картины: наша жизнь ужасно и до обидного скоротечна. Можно впадать в грусть и тоску по этому поводу, можно трудиться не покладая рук, можно ждать, когда подвернется удачный момент проявить себя, можно самому создавать эти моменты и возможности. Тут каждому свое. Тут нет единого и правильного рецепта. Главное - понимать, чего ты хочешь от жизни и что можешь от нее взять.

boyhoodstill2

Удивительно, но на финальных титрах я чувствовал себя довольно паршиво, позволив извечной подруге-депрессии показать коготки. Я думал о том, что жизнь проходит, что позади остались уже и сад, и школа, и даже университет, а главное все никак не начнется. Сейчас, рассказывая об этом фильме, я отчего-то думаю, что главное все же в моей жизни еще случится. В этом, наверное, какая-то особая линклейтеровская магия - его фильмы способны вызывать в нас самые разные чувства.

10 из 10

P.S.
Понимаю, что я мало еще на своем веку посмотрел кинолент, но думаю, что эта так и останется для меня одной из самых необычных и самых правдивых.

Tags: Ричард Линклейтер, жизнь, мысли, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments