Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Карнавал (Carnivàle, сериал, 2003 – 2005)

003-carnivale-theredlist

Бродячий цирк - это всегда средоточие самых разных жизненных историй, природных уродств, это всегда причудливое переплетение судеб и вечная нескончаемая дорога, как может показаться, без определенной цели. Цирк, скитающийся по американским городам и весям в разгар Великой Депрессии, - это вдвойне интересно, потому что циркачи не только развлекают народ в это роковое время, но и проверяют его на прочность, подвергают сомнению веру и добропорядочность уже и без того ожесточенных борьбой за выживание людей.

Любопытно в этой связи соотнести сериал с теорией "карнавализации", изложенной Бахтиным в его книге о Рабле (1965). Рассуждение о том, что, когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами, очень сильно помогает уяснить для себя природу грязи, выбирающейся из персонажей, сбрасывающих все оковы. Бродячий цирк заезжает в гости редко. Жители захолустья, дав себе волю на день-два, затем принуждены "поститься" - вести богобоязненный образ жизни. Но пока цирк здесь, пока он символизирует собой карнавальное начало, можно поддаться искушению.

Меня всегда больше пугали не фонтаны крови, отпиленные конечности и жуткие монстры, а религиозно-мистические истории про самопровозглашенных пророков. Вероятно, это как-то связано с древним человеческим страхом перед сакральным, неизведанным. И "Карнавал" меня местами очень сильно пугал. Не тем, что Добро может проиграть Злу, а тем, что Зло так умело рядится в одежды Добра, а человек не способен этой подмены обнаружить и слепо шествует по верному, как ему кажется, пути за пастырем, указующим путь. Еще меня пугала и печалила до поры до времени пассивность Добра, взиравшего на этот вполне карнавальный маскарад Зла.

Чувствуя массу интертекстуальных связей, разного рода заимствований и отсылок к религиозным учениям, важным текстам, я не умею их детально изложить, но, повторяю, я чувствую, как сериал этот напитан соками предшествующих творений, как по-своему он их трансформирует, обыгрывает. Впрочем, чтобы понимать крутость этого сериала, можно быть таким же дилетантом, как и я, но при этом видеть насколько титаническую работу проделали создатели шоу, проработавшие каждую мельчайшую примету эпохи: от песчаных бурь, костюмов и речи героев до музыки, предметов интерьера и обихода. "Карнавал" очень сильно погружает в действительность 1930-х. Так сильно, что из нее не всегда сразу удается вынырнуть, как не сразу получается вырваться из плена тяжелого и глубокого сна.

Помимо мира внешнего здесь фантастически дотошно проработан мир внутренний, то есть мир цирка, который предстает перед зрителем одновременно и народом, поклоняющимся своему Богу (Начальство), и большой семьей, где один стоит горой за другого, и бандой, члены которой готовы при случае перегрызть друг другу глотки, но вместе с тем все они подчиняются негласным правилам и законам, слушая вожака.



Удивителен и состав участников цирка. Это просто какой-то паноптикум, где есть место и карлику с именем Самсон (кстати, это не только игра на контрасте внешности и имени  библейского силача, но и свидетельство того, что герой, несмотря на свой малый рост, силен внутренне), и человеку-рептилии, и бородатой женщине, и сиамским близнецам, и гадалке, и заклинательнице змей, и богатырю, и слепому колдуну, и семейству танцовщиц, торгующих своими телами, и простым работягам.

Стоит признаться, что даже без главной сюжетной линии с братом Джастином за такой разношерстной компанией циркачей было бы интересно наблюдать, ведь в цирке есть место и злодеям, и праведникам, и веселью, и горечи. Может быть, именно этим так и берет цирк?

Почти все персонажи очень монолитно вписаны в канву повествования, но некоторые актерские работы просто поражают своей убедительностью. Порой забываешь, что имеешь дело только с вымышленными героями. К таким бы отнес, конечно, брата Джастина (Клэнси Браун) и карлика Самсона (Майкл Дж. Андерсон).

Сериал мне чертовски понравился, но при этом я не могу сказать, что мне понравилась сама история. Что-то (как, например, семейка Дрейфусов в полном составе) меня вообще привело в бешенство, что-то заставило понимающе улыбнуться (кому еще как не русским быть вселенским Злом), что-то заставило задуматься (даром обладал или проклятием Бен Хокинс?). И все же сериал надо смотреть. Надо, друзья.

10 из 10

Tags: гифки, религия, сериал, фильмы
Subscribe

  • Чики (сериал, 2020)

    Юг России. Провинция. Казаки и джигиты. Церковь и притоны. Нищета и сила духа. Животные инстинкты, подсолнухи и арбузы. Грязь и красота. Мечты,…

  • Колл-центр (сериал, 2020 – ...)

    «Колл-центр» с первой серии дает понять зрителю, что перед ним редкий для российского кинематографа продукт - стильный, откровенный,…

  • Аббатство Даунтон (Downton Abbey, 2019)

    Если формулу Хемингуэя про «Праздник, который всегда с тобой» переносить не только на жизнь, но и на искусство, то есть вещи, дарившие всегда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments