Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Последний магнат (The Last Tycoon, 1976)

25102_original

Всегда интересно смотреть кино про кино или читать романы про написание книг. Это интересно в том смысле, что зачастую удается понять, как тот или иной вид искусства, описывает себя, как видит изнутри свои цели и задачи, как их реализует. То есть режиссер или писатель дает не просто свой взгляд на жизнь, на какую-то конкретную историю или личность, как делает это всегда в других своих работах, но и делится представлением о внутреннем устройстве мира искусства.

В случае с "Последним магнатом" история еще более любопытная: известный писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд, опираясь на свой жизненный опыт, на опыт работы в Голливуде, написал роман о том, как делается кино, как живут люди синематографа, а талантливый и режиссер Элиа Казан, довольно много поживший в одно время с тем же Фицджеральдом, снял кино про кино по сценарию человека из мира литературы. Получается довольно сложная и пробуждающая интерес конструкция.

— Cценарии надо писать как завещания.

Любопытно, что, когда читаешь роман, уже с первых страниц улавливаешь что-то непривычное в знакомой манере повествования и моментально решаешь для себя: "Это какой-то другой Фицджеральд". Другой в стилистике, в поэтике, во взгляде на жизнь и на людей. Примерно также обстоит и дело с режиссером Элиа Казаном. Здесь другой Казан, не тот, что снимал "Трамвай «Желание» и "К востоку от рая", а какой-то несмелый, уставший, зажатый.

— После революции только вы будете в безопасности. Знаете, почему? Всегда нужны адвокаты, чтобы узаконить финал.

С экранизациями известных книг всегда есть одна большая проблема: нужно ли отделять кино от литературного источника и если нужно, то как это сделать, как отстраниться от того, что ты прочитал, как-то переварил в себе и уже обзавелся какими-то конкретными ожиданиями от того, какой экранизация будет, какой она должна быть. Чаще всего она получается совсем другой. Та же история и здесь. Фильм получился значительно скучнее книги и это обескураживает, потому что уж где, как не в Голливуде, снимать сильное, яркое, стильное кино о "фабрике грез"?

— Монро — наш гений продюсерства. Прошлогодний доход составил $27 млн чистогана, и все благодаря ему.

Кроме того, читатель, превратившийся в зрителя не может не заметить и несовпадения образа главного героя романа Монро Стара с героем, которого играет великий актер Роберт Де Ниро. Он играет здорово, как почти всегда это делал и делает, но он играет не совсем Стара. Слишком он цветущ и энергичен, в нем нет усталости, которая гнетет персонажа Фицджеральда - усталости от проигрываемой борьбы с наступающими со всех сторон на киноромантиков ушлых дельцов. Нет предвестия конца. А без этого Стар не может быть Старом. Да, когда-то он был гениальным продюсером, золотым мальчиком, но читатель встречает его уже в другое время, а в кино время меняется, а сам Стар - нет.

— Мне нужна признательность, но я ее не вижу. Пусть она ляжет на этот стол, я должен ее почувствовать.

Безусловно, "Последний магнат" здорово обнажает киноиндустрию, рисуя людей, казалось бы, принадлежащих к искусству, во всем их цинизме, подчиненных одним законам - законам бизнеса. Хотя бы ради этого стоит смотреть кино и читать Фицджеральда.

5 из 10

Tags: Фицджеральд, зарубежная литература, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments