Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Заводной апельсин (1971)

a-clockwork-orange-4fdbc32f745f5

У фильма Стэнли Кубрика есть два очень серьезных минуса, которые с первых кадров настраивают на негативное к нему отношение: во-первых, он снят по совершенно жуткой книге (без чтения которой можно прекрасно обойтись), а, во-вторых, отвратительную, но живую и правдоподобную атмосферу немотивированного насилия, которой пропитана книга, которая выводит читателя из равновесия, фильм размывает - у Кубрика все превращается в какой-то цирк-шапито, в дешевый водевиль с конями, гипертрофированными половыми органами и престарелыми тетками в латексе.

Настроив зрителя на отторжение, Кубрик идет дальше. Он полностью перевирает идею книги, причем, как в большом, так и в малом. Примером первого может служить попытка режиссера вызвать сочувствие к главному герою "коротышке Алексу", когда его выпускают на свободу "переформатированным", а всякие нехорошие, как написал бы Энтони Берджесс, veki, бедного Алекса начинают обижать. В книге жалость к персонажу невозможно испытывать по двум причинам: 1) слишком отвратительный образ жизни он вел 2) он совершенно не желает меняться, он осознанно из раза в раз делает выбор в пользу жестокости и агрессии по отношению к другим. В фильме же Кубрик зачем-то пытается разжалобить зрителя, сперва в значительной мере смягчая все бесчинства банды Алекса, превращая все в какой-то фарс, танец, игру, дурную комедийку, а потом показывая бедного разнесчастного мальчугана, который почему-то вдруг (как же так!) подвергается гонениям от тех, кого погонял ранее. Вот ведь изверги!! Надо было с распростертыми объятиями принять мальца, подставить вторую щеку - пусть Алекс еще потешится.

Что касается "малого перевирания" книги, то в киноповествование зачем-то вводятся придуманные и совершенно нелепые персонажи (вроде мужика в трико в доме писателя, питона в комнате Алекса), перевираются самые незначительные детали (вроде тюремного номера Алекса) и т.д. Не знаю, каким образом нарочитое коверканье первоисточника может работать на замысел режиссера.

1316098635_a.clockwork.orange.1971.x264.720p_santikov.net_00_41_03_00022

К слову о мальчугане Алексе. Малкольм МакДауэлл - замечательный актер, которого я, впрочем, знаю, уже в основном в его нынешней ипостаси сребробородого старца, - но что общего он имеет с Алексом? Ему на момент съемок - почти 30 лет. Алексу в первой части книги - 16, в третьей - 18. Он и его друзья - подростки. Почему всех играют какие-то мужиковатые увальни? Это же фильм  бунте молодых и о подавлении бунтарей. И потом, я, конечно, понимаю, что очень тяжело протолкнуть на экран сцену насилия над 10-летними девочками, но зачем этот эпизод, доходчиво поясняющий, что за безумная мразь Алекс, превращать в сцену безвинного досуга героя с какими-то девочками-белочками? Проще уж совсем отказаться от этой истории, чем пытаться отмыть, обелить и оправдать животное.

Главная идея фильма идет в полный разлад с идей книги, как я ее понимаю. Кубрик показывает, что может сделать неумолимая и циничная система с отдельно взятым бунтарем, и как сама же эта система может все переиграть в угоду своим и общественным интересам. У Берджесса же в книге витает не проговариваемый вопрос - нужно ли давать падали, которая почему-то считает себя человеком, право свободного выбора, несмотря на то, что все время он осознанно выбирает насилие? Мой ответ очевиден - не нужно. Не хочет выбирать нормальную жизнь - пусть гниет где-нибудь в сточной канаве на краю мира.

a_clockwork_orange_wallapper_by_nomiz2k

Словом, за попытку экранизировать то, что в экранизации не нуждается, за провальную экранизацию, за попытку насильника и убийцу превратить в пушистого кролика, за фарс и дешевый водевиль, за то, что хочется спросить у режиссера: "Кубрик, ты под чем был, когда писал сценарий и снимал кино?" я ставлю 1 из 10. Мог бы, поставил бы -1.

P.S. Пускай 1 балл будет считаться за музыку. Смесь классики и современной музыки очень хороша. Это единственное, что получилось в этом фильме.

Tags: зарубежная литература, мысли, фильмы
Subscribe

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Единая Прибалтика

    Эстония, Литва и Латвия решили, что жить порознь им более нельзя. И собрались мудрые мужи решать, что делать - под чье крыло укрыться, чьей защиты…

  • Рианна, Соловьёв и Путин

    Меня обвинили в избиении Рианны. Пресса - мировая и российская - смачно и моментально раскрутила эту историю: приплели и харассмент, и расизм, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Единая Прибалтика

    Эстония, Литва и Латвия решили, что жить порознь им более нельзя. И собрались мудрые мужи решать, что делать - под чье крыло укрыться, чьей защиты…

  • Рианна, Соловьёв и Путин

    Меня обвинили в избиении Рианны. Пресса - мировая и российская - смачно и моментально раскрутила эту историю: приплели и харассмент, и расизм, и…