Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Габриэль Гарсиа Маркес - Хроника объявленной смерти

- Он говорил так, будто сердце держал на открытой ладони.

В процессе чтения главного романа Маркеса "Сто лет одиночества" я постоянно думал о том, что это одна из самых странно-необычных книжек из тех, что я когда-либо брал в руки. Думал, Маркес меня уже не удивит. А он не перестает это делать. Вот ведь сила таланта!! Да, повесть "Хроника объявленной смерти", наверное, даже более необычна, чем роман.

В этой вещице есть привычный магический реализм Маркеса, пластичность сюжета и повествования, некоторая даже пластилиновость реальности (любые вылепленные автором фигуры при всей их странности, не отрываются от реального мира).

Но есть в этой повести очень сильная синематографическая жилка. Для меня, любителя кино, это ценно. Но киношность здесь довольно специфическая. Такое камерное, почти статичное кино. Взгляд всезнающего рассказчика, словно камера, скользит от одного объекта к другому, в полном объеме запечатлевая героя, а потом возвращается обратно. При этом камера, вернее сюжет в повести, движется в обратном направлении - от конца к началу, что вовсе не мешает писателю выстроить довольно канонический текст со всеми необходимыми и узнаваемыми составляющими.
Gabriel_Garsia_Markes__Hronika_obyavlennoj_smerti
- ...слова служили ему скорее для того, чтобы скрывать свои мысли.

Любители детективов, прочитав на первой странице сообщение о том, что главный герой повести будет, вернее уже был убит, могли бы гневно накинуться на Маркеса с упреками, мол в чем же суть, в чем же соль и интерес, когда читатель сразу узнает, что герой будет убит, через несколько страниц автор сообщает кто его убьет, и, наконец, открыто говорит, за что убьют героя. На что же здесь смотреть, точнее, про что же здесь читать?

- Особенно неестественным ему казалось то, что жизнь придумала столько случайностей, обычно запрещаемых для литературы, чтобы без помех наступила столько широко объявленная смерть.

Если рассматривать эту книжку как детектив, то здесь главная интрига не в том, кто кого и за что убьет, а в том, как будет совершено преступление, но еще важнее здесь то, как об этом будет рассказано. А рассказывает Маркес, как всегда, изумительно. Цветасто, колоритно, образно, мягко, плавными линиями, странными мазками.

В очередной раз, кстати, поражаюсь тому, насколько необычный у Маркеса взгляд на смерть, на труп. Смерть не страшна, а труп не страшит. Он такой же непосредственный участник действа, как и все. А в данном случае труп еще и живой большую часть повествования.

Очень стильная вещь. Очень маркесовская. Очень.

Tags: Габриэль Гарсиа Маркес, зарубежная литература, прочитанное
Subscribe

  • Валентин Распутин - Повести, рассказ

    Если бы вдруг пришлось выбирать какое-то одно, наиболее близкое мне направление в русской литературе, безусловно, среди первых в голову пришла бы…

  • Федор Достоевский - Подросток

    «Подросток», входящий в так называемое «великое пятикнижие» Достоевского, на первый взгляд кажется самой сырой вещью в творчестве классика…

  • Татьяна Толстая - Девушка в цвету

    Довольно живой, временами создающий атмосферу уюта, порой смешной, а где-то даже и грустный сборник текстов Татьяны Толстой, наполненный как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments