Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Убийство (Forbrydelsen, сериал 2007 – 2012)

5653488-sdan-holder-de-forbrydelsen-hemmelig---1

В футболе есть такое понятие - "ложная девятка". Это когда в команде нет классического центрфорварда, и игрок, номинально относящийся к этой позиции, располагается не на острие атак, а совершает набеги на ворота соперника из глубины поля, действуя в оттяжке. В датском сериале Forbrydelsen, переводимом у нас как "Убийство", есть понятие "ложной концовки", когда собираются воедино неопровержимые улики, когда преступникам воздается по заслугам и в расследуемом деле вроде бы ставится точка. Оказывается - запятая. И в футболе, и в сериале "ложность" имеет разную природу, но это всегда находка тренера/режиссера/сценариста, значительно обогащающая само действо в глазах зрителя.

Уже из самого вступления можно понять, что мне бы хотелось поговорить, скорее, о том, как этот сериал устроен, чем о сюжете, который, к счастью, ни секунды не стоит на месте, но о нем нужно знать только то, что сообщается в аннотации: "Жестокое убийство молодой девушки влечет за собой затяжное полицейское разбирательство. Вовлеченными в процесс оказываются все: родители, друзья, учителя, соседи, политики". Гораздо интереснее посмотреть на то, как эта нехитрая фабула трансформируется в совершенно роскошную вещь.

Одно из главных свойств этого сериала - его "полимерность". Из меня химик тот еще, но из школьного курса я помню, что полимер - это высокомолекулярное соединение, в котором атомы образуют линейные или разветвленные цепи, а также пространственные трехмерные структуры. Этот принцип очень легко отследить в "Убийстве". Во-первых, этот сериал сняли восемь разных датских режиссеров, что проекту ничуть не мешает, не делает его разнородным и лоскутным. Напротив, общими усилиями выстраиваются те самые пространственные трехмерные структуры повествования, где учитываются и подмечаются даже самые незначительные детали. Этот взгляд на одну историю с множества разных точек зрения заведомо лишает ее откровенных провалов и слабостей, потому что, прежде чем браться за съемки, наверняка, всем этим ребятам нужно было детально проработать стиль и способ работы, учесть все, что нужно и можно учесть.

18-02-TroelsHartmann-e1375106298297

Во-вторых, в сериале представлены четыре основных сюжетных линии или цепочки: расследование убийства Нанны Бирк Ларсен полицией; личная жизнь детектива Сары Лунд, стремительно разваливающаяся на куски из-за этого расследования; политическая борьба Троэлса Хартмана с действующим мэром Копенгагена и, наконец, круги Ада, через которые приходится пройти родителям, потерявшим вое дитя. Можно воспринимать все эти истории как отдельные линейные цепи, но точнее будет рассматривать их как отростки единой разветвленной цепи - убийства девушки.

В-третьих, те самые "ложные концовки" неизбежно формируют представление о: а) работе полиции б) праве на ошибку каждого, даже опытного следака в) сложности и запутанности дела.

Здесь много действующих лиц - главных и помельче, - но одно из них заслуживает отдельных слов. Это Копенгаген и его окрестности. Я влюбился в столицу Дании благодаря фильмам Кристоффера Боэ (собственно, и датское кино мне стало интересно из-за него), у которого Копенгаген замечательный, но холодный — в нем нет тепла, почти нет солнца; это город-омут, город-ледник, город-пещера. Forbrydelsen воспевает (именно воспевает) все тот же Копенгаген. Зрителю в каждой серии дается несколько захватывающих панорам города, и эти панорамы умело сменяются крупными планами, выхватывающими то целое, то детали. Очень часто в качестве отбивок и переходов просто используются статические планы мест, которые посещают или населяют главные герои. Это внимание режиссерской группы к Копенгагену, к отдельным строениям и учреждениям формируют то пространство, в котором происходят основные события. Зрителю не нужно ничего додумывать - ему дается четкая установка на время и место действия. И вместе с тем город, который живет своей жизнью, очень часто входит в положение героев, отражая их состояние и умонастроение.

forbrydelsen-508a5e4069c20

Под стать сдержанному и холодновато-мрачновато-таинственному Копенгагену здесь и игра актеров. ТУт вы не увидите никаких разрывов шаблонов, никаких истерик и переигрываний. Действия актеров блестящи, отточены, выверены. Их герои раз за разом сохраняют спокойствие даже в самых патовых ситуациях. Но порой эта скандинавская маска срывается, и темперамент и страсть хлещут через край, что еще более заметно на фоне привычной сдержанности.

Что касается героев, то они любопытны и самобытны: прущая напролом Лунд, забывающая о близких и о самой себе в погоне за преступником; ангел-хранитель Лунд детектив Майер; невиданных в наши дни принципов политик Троэлс Хартман (кстати, мне в его имени с первых минут почудилось что-то от "true" и "heart" ("правда" и "сердце") и захотелось тут же встать на его сторону и уже не сходить с этого места); типичный политикан мэр Бремер; огромный и наделенный мрачной и злой энергией отец убитой девочки Тяйс; страдающая от собственной непостоянности мать девочки Перниле. И всех их окружают живые и объемные персонажи, не массовка и серость, а личности, пусть и со своими порой совершенно мелочными страстишками.

И последнее. Классный детектив не имеет права быть скучным. В Forbrydelsen зрителю некогда скучать. Он просто на эти "20 мгновений ноября" забывает о таком понятии, как скука. Иногда ему интересно, иногда азартно, как на скачках или тотализаторе, иногда страшно и трепетно, иногда сердце у него, бедного зрителя, едва не выпрыгивает из груди, но скуки нет и в помине. Внутреннее напряжение, динамизм, психологизм и сдержанная страсть - вот движущие силы этого сериала по части атмосферы. И, конечно, музыка Франса Бака!

Forbrydelsen - это классический детектив с совершенно неклассическими вкраплениями.

10 из 10

Tags: Скандинавия, сериал, фильмы
Subscribe

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Эннио Морриконе умер

    Славную жизнь прожил и оставил после себя музыку, которой будут восхищаться через 100 лет.

  • Умер Николай Караченцов

    В такой день нельзя не вспомнить эту песню. Всегда до дрожи.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments