Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Плезантвиль (1998)

264464

Заглавие этого фильма Pleasantville (дословно - "приятный город") отсылает русского зрителя к Гоголю и его "даме, приятной во всех отношениях". Как и та дама, городок Плезантвиль, в котором разворачиваются основные события фильма, на первый взгляд, приятен, но внимательный взгляд и пытливый ум с первых аккордов этой удивительной кинопесни о превосходстве цветного мира над черно-белым могут заметить некоторую фальшь, которая скрывается за идеальным фасадом, слишком идеальным. Стерильная идеальность, без изъянов и недочетов, всегда наводит на нехорошие мысли.

Строго говоря, главный герой картины Дэвид Вагнер (Тоби Магуайр) воплощает не только свою, но и мою потаенную мечту - совершить путешествие в прошлое, где уютно, мило и безопасно, где царят гармония и доброта, где люди одаривают друг друга только улыбками и прочими приятностями. Подобное путешествие - мечта любого законченного романтика, который не находит себе места в 90-х, как герой Тоби, или в 2010-х, как я, или в 2050-х, как романтики будущего.

До какой-то поры важным в повествовании является тот факт, что это самое прошлое, куда отправляется Дэвид, ненароком прихватив свою любвеобильную и боевитую сестренку Дженнифер (Риз Уизерспун), является не обычным прошлым, в привычном понимании этого слова, а некой стилизацией под него - ретро-сериалом, герои которого живут по определенным законам, по прописанным незримым Авторам правилам. Однако в определенный момент важность соблюдения заведенных порядков, которые так неукоснительно пытается соблюдать Дэвид и которые так своевольно попирает Дженнифер, отходит на второй план.

- Нет ничего проще, чем чёрное и белое.

pleasantville14211

Это дико талантливое кино поражает своей "бездной пространства" (как Писал Гоголь о произведениях Пушкина) смысла, гиперинтертекстуальностью и тем, как талантливо это все сделано! Тут вам и столкновение обезличенной государственной машины с яркими, непохожими на других, людьми; и Прометей, несущий неразумным людям свет, огонь и Знания; и противостояние Художника и толпы; и перемещения во времени (со всеми присущими им законами); и сексуальная революция; и воспитание чувств; и некоторые даже библейские мотивы (Адам, Ева и яблоко); и победа цветного телевидения над черно-белым; и ненастоящесть мира, в котором живут герои. На ум сразу приходят и "Назад в будущее", и "Шоу Трумана", и другие фильмы, пошатнувшие в свое время рамки реальности. Гэри Россу удалось, казалось бы, просто невозможное - свежо и интересно выступить с манифестом, который не вполне нов и где-то даже вторичен.

- Есть места, где дороги не замыкаются в круг.

Именно на этой неверной и зыбкой (в силу своей заезженности) почве Росс создает такую прочную и удивительную конструкцию, что сложно не восхититься работой режиссера. Совершенно отдельно восхищения достойны в данном случае костюмеры, художники и декораторы. Одно дело - просто (хотя это не так и просто) достоверно и аккуратно воссоздать атмосферу и стилистику 50-х, а другое дело - так тонко и изящно сыграть на разнообразии цветовой гаммы. Это очень крутой план - увязать серость или яркость с чувствительностью или бесчувствием героев. Когда технические фишки так работают на генеральный замысел, это просто поражает. Одно дело, когда сценарий, игра актеров, режиссерские акценты на тех или иных эпизодах создают определенное смысловое поле, но когда цвет или бесцветность используются не ради красоты, не ради красного режиссерского словца, а несут очень важный посыл, объясняют и подкрепляют замысел, - это истинное мастерство.

916272pleasantville_1998_hdclub_mkv_11_24_331_000032

Не знаю, почему "Плезантвиль" в 1999 году не получил оскар за костюмы или декорации. Я не смотрел "Влюбленного Шекспира", который урвал статуэтки в этих номинациях. Но мне странно осознавать, что такую великую работу художников и декораторов "Плезантвиля" обошли стороной. Для меня это еще один явный камень в и без того закиданный булыжниками огород Киноакадемии.

- Какие они счастливцы, что могут пользоваться такими красками. Наверно, даже не знают, насколько они счастливы.

Конечно, в этом парке аттракционов Гэри Росса актерская игра далеко не на первом месте, но и она здесь хороша, и она здесь соответствует тому уровню, тому блестящему стилю, который соблюдается во всем: от звука, цвета и света - до слова и жеста.

Фильм, однозначно, на золотую полочку любимых.

10 из 10

Tags: Гоголь, фильмы, щастье
Subscribe

  • Юрий Олеша - Зависть

    Шкловский в своей статье "Глубокое бурение" анализировал творчество Олеши, подчеркивал особую одаренность писателя, его тягу к ярким и точным…

  • Черчесов уволен из сборной России

    Ожидаемый итог. Но даже после провала на Евро Черчесов мог сохранить лицо. Надо было просто уйти самому, признав ошибки, а не позорить себя еще…

  • Зенит - Спартак - 3:1

    Сегодня у Зенита был достойный соперник, державший интригу в матче с первых минут и до самого конца. В тяжелой и бескомпромиссной борьбе Зенит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments