Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Крестный отец 2 (1974)

the-godfather-part-2_3

Бытует мнение, что второй "Крестный отец" даже лучше первого, что само по себе - редкость необычайная. Я не до конца разделяю эту позицию и ниже постараюсь объяснить, почему, обратив внимание не только на недостатки, но и на несомненные достоинства, коих у этого фильма множество.

Во-первых, здесь слишком много повторов (торжества: свадьба Конни - причастие Энтони Корлеоне, похороны отца - похороны матери; массовая и одномоментная расправа с врагами; дверь, закрывающаяся перед Кей). Я понимаю, что это особенный прием, поддерживающий общую конструкцию двойственности фильма (история отца развивается параллельно истории сына) направленный также и на то, чтобы показать, как меняются люди с ходом времени, пусть и поставленные в те же условия, в которых мы их уже видели, плюс здесь, наверное, не обошлось и без мысли о цикличности, замкнутости жизненного круга. Однако порой эта повторяемость слишком сильно бросается в глаза, мозолит их.

Во-вторых, атмосфера семейственности первого фильма и романа Пьюзо здесь заметно подрывается. Это уже не история семьи: это две истории (отца и сына), а если точнее - это история и драма сына, сквозь которую воспоминанием прорастает история отца. Фокус режиссера, а за ним и зрителя здесь существенно сужается: Майкл Корлеоне и его терзания - тот центр тяжести, который перевешивает все остальное. Даже самостоятельная и увлекательная история молодости и становления Вито Корлеоне работает только лишь на то, чтобы высветить путь Майкла, чтобы подчеркнуть сходства и различия отца и сына, чтобы показать, где Майкл ошибся, где позволил самому себе ступить на тот путь, который приведет к трагедии в третьей части.

5625_krestnyj-otec-2_or_the-godfather-part-ii_1024x768_(www.GdeFon.ru)

В-третьих, постоянные переходы от 1920-х годов к 1950-м (пусть это интересный и даже оригинальный с точки зрения развертывания фабулы ход) разрывают целостность восприятия событий. Да, этим режиссер и сценаристы пытаются изобразить преемственность поколений, рассказать о том, как строилась семья Корлеоне (которая "была как Римская Империя"), но фильм теряет свое художественное единство: зритель получает два совершенно разных фильма, не вполне даже похожих стилистически. Это сильная и свежая находка Копполы, но на фоне первой части она сильно блекнет. С тем же успехом можно было в этой же второй части сделать три фильма: историю отца, сына и внука (Висента или Энтони). Еще круче, еще оригинальнее смотрелось бы.

В-четвертых, роман, а вместе с ним и первая часть фильма - это семейная/мафиозная сага. Второй же фильм - это по сути одна лишь драма Майкла Корлеоне. Драма личная (в отношениях с Кей), драма семейная (в отношениях с Фредо), драма сокрушенных амбиций (в первой части Майкл обещает отцу "Мы там будем", говоря об американском правительстве. Это не вполне реализуется, а то, что реализуется, не приносит никакого удовлетворения).

the-godfather-part-ii-al-pacino12

Видя насупленные взгляды, обращенные после этих абзацев в сторону моей скромной персоны, спешу заметить: я и второй фильм люблю и считаю его великим, и для меня он совершенно неотделим от первого, от книжки, но по отношению к этой части у меня нет обожания, мне больше не симпатичен Майкл (любимый персонаж книги наравне с Томом).

И все же стоит сказать Копполе большое спасибо за то, что он придумал продолжение полюбившейся истории, рассказал о том, как сложились (или могли сложиться, ведь у Пьюзо это не написано) судьбы героев. А вот пожурить Копполу стоит за то, что он, изобразив молодость Вито Корлеоне, отказался уделить время "войне", предшествовавшей той, что разворачивается на улицах Нью-Йорка в первом фильме. Тут бы и про Луку Брази в молодости рассказать, и показать как Вито (и молодой в ту пору Санни) ведут войну. Особенно интересно это было бы на фоне войны Майкла с Ротом. Удивительно, что от такого богатого материала решили отказаться.

the-godfather-image

Таким образом, признавая величие этой картины (на основе небольшого материала, оставшегося после выжимки для первой ленты, Коппола создал самостоятельный и грандиозный фильм) я чувствую, что история повернула не совсем в ту сторону, куда бы мне хотелось, куда мне виделось. Впрочем, это исключительно мои проблемы.

10 из 10

P.S.
Роберт Де Ниро просто гениально влился в эту историю, в этот ансамбль. Браво!

P.S. При всем при том, что я сказал выше, есть в этом фильме сцена, гениальнее которой нет ни в одной части трилогии. Я говорю о воспоминании Майкла о семейном ужине накануне Второй мировой войны в день рождения Вито. Майкл один. Постепенно комната наполняется. Жаркие споры, подначки, шуточки, политика, женщины, ссора (одним словом - маленькая жизнь в этой сцене). И снова Майкл один. Теперь уже навсегда. Блеск...

Tags: Италия, зарубежная литература, фильмы
Subscribe

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Единая Прибалтика

    Эстония, Литва и Латвия решили, что жить порознь им более нельзя. И собрались мудрые мужи решать, что делать - под чье крыло укрыться, чьей защиты…

  • Рианна, Соловьёв и Путин

    Меня обвинили в избиении Рианны. Пресса - мировая и российская - смачно и моментально раскрутила эту историю: приплели и харассмент, и расизм, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments