Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Крестный отец (1972)

5622_krestnyj-otec_or_the-godfather_1024x768_(www.GdeFon.ru)

Если задуматься, Марио Пьюзо своим романом "Крестный отец", а затем и Френсис Форд Коппола своим одноименным фильмом проделали с читателем и зрителем довольно опасную штуку - заставили его, бедного, влюбиться в мафию, научили его, неразумного, сочувствовать ей, предложили ему, глупому, пусть и умозрительно и всего лишь на время, войти в стройные ряды солдатов семейства Корлеоне. В сущности здесь мы имеем место с подменой понятий: любить, сочувствовать, сопереживать, восхищаться должно чем-то добрым, праведным и хорошим. Хороша ли мафия? Нет. Добродетельна? Отнюдь. Так почему же мы все ее полюбили? Простой ответ - сила искусства, сила слова и сила кадра...

Впрочем, современному зрителю не стоит так уж пенять (да и станет ли он это делать вообще?) на Пьюзо и Копполу, ведь за четыре десятилетия с момента выхода в свет самой знаменитой мафиозной (впрочем, я бы сказал "семейной") саги всех времен и народов кинематограф и литература, то пересекаясь, а то и идя параллельными курсами, дали человеку множество довольно сомнительных образчиков для подражания, восхищения или простой симпатии. Что уж тут говорить, когда у Америки, а за ней и у остального мира появился, например, свой "любимый маньяк" Декстер Морган, когда свет увидел "Американского психопата", познакомился с ужасающим "Парфюмером" и множеством других мрачных персонажей. Но такова, повторюсь, сила искусства. Оно умеет привить любовь даже к самому неприятному объекту.

Впрочем, оставим лирику в стороне и перейдем к сути. Впервые этот фильм я посмотрел лет эдак семь назад. Мой новый сосед по университетскому общежитию как-то спросил у меня, не смотрел ли я "Крестного отца", и очень удивился, услышав отрицательный ответ. Не помню в каких точно выражениях, но ему удалось довольно быстро склонить меня к тому, что я просто обязан "подружиться" с семьей Корлеоне. Он был так убедителен, что я взялся за просмотр фильма тем же вечером, и уже никогда "Крестный отец" не выходил из моего сердца. И вот недавно я прочитал книжку, а сейчас снова пересмотрел фильм (осознав, что, возвращаясь к этой истории через длительное время, понимаешь ее еще глубже, находишь в ней массу нового) и решился написать этот текст, так для себя окончательно и не решив, что же сильнее: книга или кино - настолько шедевральны и сильны обе вещи.

steve-schapiro-cover

Очень легко и вместе с тем довольно трудно рассказать о том, почему этот фильм стал культовым - слишком много придется перечислять пунктов и подпунктов, давать утомительных и пафосных пояснений. Скажу кратко: сюжет, атмосфера семейственности, диковинный пламенный сицилийский акцент, гениальная игра актеров, бессмертная музыка и режиссерский гений Копполы (разве мог бы не гений снять ЭТО в 32! года?).

— Ладно. Ты их застрелишь и что будешь делать?
— Сяду и доем ужин.


Когда дело касается таких не картин даже, а объемных полотен, как "Крестный отец", мне всегда не хватает стандартных оскаровских номинаций (особенно если в каких-то из них фильм по какой-то причине обойден) и я начинаю придумывать свои оскары: оскар Марлону Брандо за особый выговор и ухватки, за кошку на коленях, за "бульдожью" челюсть, за спокойствие и внутреннюю непоколебимую силу; оскар Джеймсу Каану за кудри, за купидоновские (определение из романа Пьюзо) черты лица, за удаль, за заступничество; оскар Джону Казале за вялость и апатичность, за грусть и сумасшествие; оскар Аль Пачино за глаза-маслины, за ярость, тщательно скрываемую за нарочитой сдержанностью, за ум и решительность, за Майкла Корлеоне; оскар Роберту Дюваллу за то, что он первым (да, да, а не Киану Ривз) показал, что такое - быть адвокатом Дьявола; оскар Талии Шайр ("Сицилийские женщины опаснее ружей") за все три фильма саги, потому что из всех персонажей, кажется, она трансформировалась сильнее всего, придя от бесноватой и вспыльчивой сицилийской жены к заботливой и смиренной сестре, простившей брату все его грехи; оскар Эйбу Вигоде за то, что его Тессио очень харизматичен и стереотипен, оскар Ричарду С. Кастеллано за пляски Клеменцы на свадьбе Конни; оскар Копполе за то, что он изобразил эту историю так, как ее и нужно было изобразить (можно ли себе представить иное экранное воплощение романа Пьюзо?); оскар всем-всем-всем, кто тщательно и терпеливо выстраивал кадр за кадром, подбирал костюм за костюмом, подыскивал актера за актером даже на самые незначительные роли, создавая все это чарующее и восхитительное мозаичное единство.

Я очень люблю придираться к разного рода "белым пятнам" на кинокартах экранизаций: тут не дотянули, там перегнули, тут выкинули важное, там лишнее и ненужное добавили от себя... Фильм "Крестный отец" трудно назвать экранизацией, потому что экранизация в данном случае не уступает, а, может, и превосходит оригинальный текст (это редчайший случай). Но все же это экранизация, в которой, кстати, есть довольно значимые расхождения с романом: значительно сокращены роли Джонни Фонтейна и Люси Манчини, образы Нино Валенти и Джула Сегала выкинуты вовсе и т.д. Однако это не делает это кино ни на толику хуже. Просто это история такого рода, что ее хочется расширять во все стороны, хочется дорисовывать в воображении недостающие куски, домысливать, догадываться.

- Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда.

wpid-photo-dec-31-2012-628-pm

Почему я ставлю на первое место определение "семейная", а уж потом - "мафиозная" сага? Потому что все и все делают здесь ради семьи, во имя семьи, именем семьи. Мафия - это то, как их называют другие. Самоопределение, в первую очередь, - семья. Итало-американская семья, спаянная прочнейшими узами и обычаями. Семья, которая карает, милует, дарует свою дружбу (высший дар в понимании семьи), семья, которая правит. Недаром во второй часть Френк "Пять ангелов" скажет: "Мы были как Римская Империя. Семья Корлеоне была как Римская Империя".

100 из 10

P.S. Я всегда думал о том, что самая знаменитая фраза из этого романа-фильма ("Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться") относится только лишь к особому умению вести дела. С течением времени я все чаще думаю, что эта фраза про искусство. Пьюзо и Коппола сделали читателю и зрителю такое предложение, от которого ему никак не отказаться, да и совершенно не хочется вот уже почти полвека. Поистине велика сила искусства!

Tags: Италия, зарубежная литература, фильмы, щастье
Subscribe

  • Что-то с памятью моей стало...

    С каждым годом замечаю, что память моя становится все хуже и хуже. Забываю не только давние, но и относительно свежие события. Особого дискомфорта…

  • Пришла!

    Помогаю Зениту отбивать трансфер Малкома 😅

  • Предприниматели - не люди. Эстонский вариант

    Из-за коронавируса впервые за годы существования FIE взял больничный. И узнал прекрасное: "Больничная касса платит ПФЛ компенсацию по болезни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Что-то с памятью моей стало...

    С каждым годом замечаю, что память моя становится все хуже и хуже. Забываю не только давние, но и относительно свежие события. Особого дискомфорта…

  • Пришла!

    Помогаю Зениту отбивать трансфер Малкома 😅

  • Предприниматели - не люди. Эстонский вариант

    Из-за коронавируса впервые за годы существования FIE взял больничный. И узнал прекрасное: "Больничная касса платит ПФЛ компенсацию по болезни…