Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Анна Каренина (2012)

Anna-Karenina-Blue-Costum

Когда-то на одном из экзаменов, начиная отвечать преподавателю предмет, который я знал в тот момент не очень хорошо, я сказал: "Все смешалось в доме Облонских... точнее в моей голове". Экзамен я тогда сдал очень успешно, а сейчас вспомнил эту историю, потому что, подступаясь к новой экранизации романа Льва Толстого (романа мною сильно не любимого, но очень уважаемого) боялся, что в голове режиссера Джо Райта и актерской и сценарной группы тоже все смешается и выйдет полная чепуха. Отчасти эти опасения оправдались, но лишь отчасти, а потому увиденное я с легким сердцем могу охарактеризовать как вполне крепкое кино, очень далекое от провала, какой нередко случается, когда к нашей, загадочной и великой классике, подступаются иностранные товарищи.

Стоит признать, что фильм у Джо Райта получился дико красивым, в чем-то даже изысканным, местами очень оригинальным, но при этом он оставил довольно определенное послевкусие: зрителю показаны высочайшего класса и мастерства, но все же всего лишь витражные картинки, а не живые и пульсирующие, играющие красками и эмоциями, бередящие чувства и разум, сцены, завязываемые воедино резким, вызывающим и глубочайшим конфликтом. У меня осталось такое впечатление, что я сходил в богатый музей или на престижную выставку, посетил галерею, вернисаж, посмотрел искусные полотна. И только потом, где-то на периферии моего сознания появилась мысль о том, что это все же было кино.



Очень оригинальная задумка - театрализованность всякого изображаемого на экране действа - идет картине как во благо, так и во вред. Очень красиво и тонко придуманы декорации и механизмы перехода из одного пространства в другое, превращения Москвы в Петербург, комнаты в купе поезда, гостиной в улицу. Сперва это занимает и развлекает зрителя, приятно радует глаз и заставляет внутренне хвалить режиссера, однако с течением времени этот эффект пропадает, а ему на смену приходит стойкое и не очень приятное чувство того, что главные герои, в основном Анна, путешествуют пусть и по богатому, царскому театру, но всего лишь по его закулисью - не по сцене.

На создание особой атмосферы прекрасно работают просто божественные костюмы (совершенно заслуженный оскар) и не менее божественная музыка Дарио Марианелли. Если к актерам и к режиссеру можно проявить привычные претензии по части того, что они не до конца прочувствовали произведение Толстого, не углубились до самой сути конфликта, не дали оголенного нерва, то к костюмерам, декораторам и композитору не может быть никаких претензий в принципе. Да, они создали довольно воздушную атмосферу, не вполне вяжущуюся с "Анной Карениной", но как ловко сделали это, черти полосатые!



Не дает в полной мере увиденное связать с русской классикой и присутствие в кадре очень известных актеров, вроде Киры Найтли и Джуда Лоу. Слишком хорошо известен искушенному зрителю их синематографический багаж, чтобы от него, от их удачных и не слишком ролей можно было легко абстрагироваться и вообразить себе Анну и Каренина, поверить, что это они, герои Толстого, а не хорошие английские актеры.

В этом смысле приглашение на роль Вронского молодого и неизвестного (мне) Аарона Тейлора-Джонсона видится вполне логичным, однако сам актер меня, увы, не впечатлил. Слишком уж он мальчик, Вронский все же не таким был. Понимаю, что режиссеру надо было как-то показать разницу в возрасте и, если состарить цветущую и нежную Киру - задачка непростая, то приглашение по виду совсем юного напарника - вполне решаемый вопрос. Увы, это не вполне сработало. Мне все равно не удалось представить Найтли в возрасте "заметно за 30".

Подводя итог, могу сказать, что кино получилось крепкое, стильное, красивое, красочное, воздушное, упоительное, но какое-то почти без конфликтное, а ведь в романе какой конфликт! Именно он и сохраняет по сей день такую небывалую актуальность произведения.

8 из 10

P.S. Не могу снова не отметить, как же здорово Джо Райт снимает Киру Найтли. До этого в "Искуплении", "Гордости и предубеждении", а теперь вот здесь, в "Анне Карениной". Как тонко он чувствует ее внутренний свет, как любовно и нежно смотрит на нее и дает посмотреть зрителю. Прекрасный творческий союз, за которым мне очень интересно наблюдать.

Tags: Кира Найтли, Толстой, русская литература, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments