Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Дорога (2009)


Viam supervadet vadens (лат. "Дорогу осилит идущий")

Постапокалиптический мир - одна из самых распространенных тем в искусстве. Пожалуй, в кинематографе, в живописи, в компьютерных играх и литературе она нашла столько же широкое распространение, как и собственно сам миг Конца Света или жизнь в ожидании этого конца. Большинство произведений этой тематики объединяют две составляющих - мрак и свет/вера. А вот качество этих произведений всегда варьируется, и диапазон довольно большой: от захватывающих и леденящих душу картин - до серых и уныло-тягомотных вещиц. Увы, "Дорога" в моем представлении относится именно ко второй категории.

Надо сразу оговориться, что у меня нет претензий по части картинки и атмосферы: мрачный мир после неведомой катастрофы прекрасен, тоскливо-грозовые небеса - убедительны, а игра главных актеров (Вигго Мортенсена и Коди Смита-МакФи) так и вовсе очень даже хороша. Меня смущает другое - серьезная алогичность многих вещей и поступков. Например, на протяжении всего фильма отец учит сына одинокому существованию, учит не доверять никому в этом уродливом мире, быть всегда на чеку, держать наготове револьвер с тем, чтобы в роковой момент пустить себе пулю в лоб с драматическим воплем "Так не доставайся же ты никому". А финал подводит героя и зрителя к жизни в социуме. Где логика?

— Вы когда-нибудь молили о смерти?
— Нет. глупо просить о роскоши в такие времена…


Кроме того меня сильно напрягает бесцельность предпринятого отцом и сыном путешествия. Финал никак не дает понять, что все теперь будет хорошо и прекрасно, так ради чего стараться, ради чего взбивать лапками молоко в том кувшине, в котором ты тонешь, если итог будет один? Тут еще и мораль хромает, по-моему. Если ты даешь пример какого-то упорства зрителю, то стоит, наверное, потом наградить его в финале за терпение и стремление.

Я понимаю, что дорога в данном случае - это символ жизненного пути, который тоже тяжел, тоже бывает пуст, сер и бесцелен, ужасен и не прекрасен, но что нового в таком случае сообщает зрителю режиссер Джон Хиллкоут? По-моему, ничего. Понимаю, что дорога эта может восприниматься также, как нить отношений между отцом и сыном, но все же этого слишком мало, чтобы признать фильм удачным.

Я в Бога не очень верю, поэтому религиозный момент в "Дороге" меня не слишком убедил, тем более, что герой Мортенсена, который твердит сыну о том, что нельзя переставать верить, нельзя дать огню внутри себя погаснуть, постоянно отказывает в милости и милосердии встречающимся на пути людям. И сердце его смягчается только после увещеваний сына. Интересная какая-то вера.

Конечно, красива идея, высказанная моим другом Борей, с которым вместе мы смотрели этот фильм, о том, что Отец и Сын - это Бог-Отец и Бог-Сын, а между ними Святой дух. Красиво, но и этого мало.

5 из 10

P.S.
Еще на роль флэшбэка можно было взять актрису попроще, чем Шарлиз Терон, да и одинокого старика, наверное, необязательному было играть самому Роберту Дюваллу.

Tags: религия, фильмы
Subscribe

  • Чики (сериал, 2020)

    Юг России. Провинция. Казаки и джигиты. Церковь и притоны. Нищета и сила духа. Животные инстинкты, подсолнухи и арбузы. Грязь и красота. Мечты,…

  • Колл-центр (сериал, 2020 – ...)

    «Колл-центр» с первой серии дает понять зрителю, что перед ним редкий для российского кинематографа продукт - стильный, откровенный,…

  • Аббатство Даунтон (Downton Abbey, 2019)

    Если формулу Хемингуэя про «Праздник, который всегда с тобой» переносить не только на жизнь, но и на искусство, то есть вещи, дарившие всегда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments