Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Утиная охота (Спектакль МХТ им. Чехова, 2006)

VSpAf

Из-за своего невежества крайней степени я до недавнего времени и не подозревал о существовании такого сильного драматурга, как Александр Валентинович Вампилов. Эта театральная постановка, попавшаяся на глаза, как водится в таких случаях, совершенно неожиданно, указала мне на собственную ограниченность и дала прекрасный шанс восполнить серьезный пробел.

Не могу причислить себя к ярым поклонникам пьес, если только дело не касается пьес Гоголя или каких-то редких исключений, вроде «Самоубийцы» Николая Эрдмана. Однако у меня есть свой личный способ оценки успешности драматического произведения. Я его называю "индекс цитирования", то есть некий показатель яркости, злободневности, актуальности текста, позволяющей чаще прочих цитировать какие-то выдержки из него. Так вот «Утиная охота» имеет в моем представлении очень высокий "индекс цитирования", несмотря на то, что она создавалась и была особо популярна задолго до моего рождения, в эпоху, знакомую мне только опосредовано.

— Убирайся!
— Что? Что ты сказала?
— Она сказала, что она вас любит, но что вам пора расстаться.


Но хватит о прекрасном тексте. Поговорим о прекрасном спектакле, а он действительно прекрасен. Признаюсь, меня он на первых порах зацепил присутствием в нем очень симпатичного мне Константина Хабенского, который и здесь отлично демонстрирует свою многогранность. Это уже потом, когда я эту постановку распробовал, когда проникся текстом, прекрасной актерской игрой, когда одно зацепилось за другое, сложилась полновесная картина.

Главный герой "Утиной охоты" - Зилов - еще довольно молодой, но рано заскучавший от жизненной рутины и серости быта человек, а еще точнее - от собственного "духовного банкротства". Роль его в "дружеском" обществе сложна - он выступает и в качестве обличителя и в качестве лакмусовой бумажки для всех остальных, но вместе с тем сам он поддается ровно тем же соблазнам, в падении перед которыми он обвиняет других. Зилов - человек, которому хочется посочувствовать, но вместе с тем сочувствовать совершенно нельзя.

- Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ,но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж- все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, - он еще человек и его существование имеет смысл. А вот так...Когда совсем пусто, совсем темно.

Принято считать такие моменты в жизни, когда мужчина запутывается в связях с разными женщинами, в собственных мыслях, желаниях, устремлениях, кризисом среднего возраста. Однако в данном случае я бы не применял подобную характеристику к Зилову, потому что мне он видится героем, который изначально был таков - он словно родился с этой своей внешней скукой, с равнодушием, прерываемым страстью и искренностью лишь в минуты близящегося краха.

Отчасти Зилов схож с главным героем романа А. Иванова "Географ глобус пропил", однако Виктор Служкин отравляет близким жизнь лишь фактом своего присутствия, он, кажется, не совершает осознанно проступков. Зилов же, совершенно верно и точно обвиняя друзей в скупости, в алчности, в порочности и пошлости, сам страдает всеми этими симптомами, да еще и обманывает дорогих ему женщин. И только мысли о близящейся утиной охоте успокаивают его, вносят в жизнь Зилова какую-то размеренность, какой-то сакральный смысл. Охота для него - это греза о том райском островке, в котором он укроется от опостылевшей реальности, от житейской трясины, от самого себя.

Я бы с удовольствием посмотрел эту постановку живьем, потому как на меткий текст и точную игру актеров (особенно в этом, как мне кажется, преуспели Хабенский, Панова, Семчев, Пореченков и Семенова) накладывается очень интересная режиссура, непростое сценическое оформление, позволяющее ловко менять декорации благодаря чему зритель стремительно кочует с актерской труппой по закоулкам памяти Зилова.

Очень большой спектр важных проблем вслед за Вампиловым поднимают режиссеры Александр Марин и Олег Корвяков, а также актерский состав. Тут речь и о дружбе, и о верности, и о долге, и о страсти, и о порядочности, и о мелочности и алчности.

Пьеса очень актуальна и в наши дни. А Актерам низкий поклон.

10 из 10

Tags: Хабенский, русская литература, фильмы
Subscribe

  • Отпуск. Кемер!

    Наконец-то отпуск! Лето в Эстонии в этом году просто чумовое. Даже вода в вечно холодном и своенравном Финском заливе чаще радует своей теплотой.…

  • Рамос и Хакими перешли в ПСЖ

    Надо было ПСЖ вытурить свою легенду, возрастного и опытного защитника Тиаго Силву, чтобы через год брать чужую легенду - Серхио Рамоса? Странно…

  • Евро-2020. Италия вышла в финал, победив Испанию

    Италия в матче с Испанией была обречена на отказ от развеселого стиля игры, полюбившегося всем на этом Евро. Но на качестве игры команды это не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments