Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Английский пациент (1996)



Когда принимаешься за просмотр одного из самых титулованных фильмов в истории американского кинематографа, ожидания не могут не быть завышенными. Всегда ждешь от таких картин чего-то эдакого, а когда получаешь сверх того, когда не сразу можешь заснуть, прокручивая в голове все увиденное, когда додумываешь какие-то моменты, когда перед мысленным взором вспыхивают яркие картины, рисуемые разбуженным сознанием, понимаешь, что тебе пришлось иметь дело не с просто добротным фильмом, а настоящим шедевром.

Посмотрев некоторое время назад испанскую картину "Тайная жизнь слов", я не додумался до того, чтобы поискать киношный первоисточник имени главной героини Ханны. Теперь мне многое понятно. Фильмы эти перекликаются, конечно, не только по части имен. В них общая сюжетная рамка - одинокая и печальная девушка ухаживает за тяжело больным мужчиной. На этом, пожалуй, сходства заканчиваются. Я не хочу сейчас сравнивать эти картины по части глубины - это глупое и совершенно ненужное занятие, потому что оба кинопроизведения очень сильны. Просто "Английский пациент" несколько объемнее, увесистее.

В данном случае зритель имеет дело с довольно редким явлением - режиссер Энтони Мингелла, экранизируя роман Майкла Ондаатже, как бы помещает одну драму в другую. Связь канадской медсестры Ханы и загадочного английского пациента драматична, но еще более драматична история, воскрешаемая в сознании угасающего больного. Подобное устройство - драма в драме - придает фильму дополнительную глубину, горечь, наполняет его, как хорошее вино, очень сильными и вместе с тем тонкими оттенками и нотками.

Хана и ее пациент несут на себе общее проклятье - вокруг них погибают люди - их друзья, любимые. Жизнь в обители посреди Италии, освобождающейся от чумы фашизма и войны, многое дает обоим героям: пациент, возрождая в сознании историю своей запретной любви к замужней женщине, еще раз переживает эту болезненную страсть и вместе с тем исповедуется, готовясь к логичному житейскому финалу; а Хана получает важный урок того, как можно перенести утрату и двигаться дальше.

Долгое время я пытался решить для себя о чем этот фильм в большей мере - о любви или о страсти (для меня эти понятия довольно далеко отстоят друг от друга) пока не понял, что здесь есть и то, и то в равной мере: связь графа Олмаши и Кэтрин Клифтон - это страсть, безумная, гибельная, всесокрушающая и сжигающая мосты, а отношение Ханы к своему пациенту - это любовь, милосердная, чистая, спасительная.

"Английский пациент" - этот тот редкий фильм, на каждой составляющей которого стоит печать, товарный знак отличного качества - на музыке, на декорациях и костюмах, на атмосфере, на игре актеров, на сценарии и режиссуре, на идейном наполнении.

Порой мне грезились в этой ленте мотивы "Алладина", "Тысячи и одной ночи", но вместе с тем я отчего-то вспоминал и ранение Андрея Болконского и уход Наташи Ростовой за ним. А еще мне чудилось в этой картине что-то от фильмов Алена Рене "Хиросима, моя любовь" и "В прошлом году в Мариенбаде" где память играет столько же важную роль. Как видите, очень много всего воскрешает в сознании этот фильм.

Я довольно сложно отношусь к измене (а как вообще к этому можно просто относиться?) и во многих фильмах, в том же "Скандальном дневнике", например, я совершенно не сочувствовал героям, изменявшим своим супругам. А здесь что-то во мне переменилось. Может быть, я стал чуть ближе к адекватному и взрослому отношению к этой серьезной теме благодаря фильму.

Отдельно скажу об игре актеров. Мощнейший каст - Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас, Жюльет Бинош, Колин Фёрт и Уиллем Дефо. И это далеко не тот случай, когда запоминаются или имеют значение только громкие имена. Это целая россыпь блистательных, глубоких и ярких ролей.

10 из 10

P.S
. Я не очень понимаю, почему этот фильм не входит в топ-250 Кинопоиска. Только из-за хронометража? Какая глупость. Как не понимаю и того, почему Рэйф Файнс не получил оскара за свою роль. Надо бы посмотреть на досуге "Блеск", чтобы понять, почему киноакадемики отдали статуэтку Джеффри Рашу.

Tags: Колин Ферт, фильмы, щастье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments