Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Хоббит: Пустошь Смауга/The Hobbit: The Desolation of Smaug (2013)



Я всецело разделяю позицию Питера Джексона, который неоднократно заявлял о том, что больше всего ему нравится снимать вторые части трилогий. Дело тут, как мне кажется, не только в том, что от серединных частей ждут не так много (огромный спрос обычно с первых частей, открывающих трилогию, и с заключительных картин, закрывающих масштабный киноальманах), но и в том, что при сотворении вторых частей трилогий режиссеру не нужно зрителя специальным образом готовить, не нужно тратить драгоценное экранное время на такие нужные, но такие скучные пояснения, призванные рассказать стороннему зрителю о том, что за история ему будет поведана, а также о том, почему режиссер всю историю мыслит именно так, а не иначе. Вот и выходит, что вторые части трилогий, не обремененные завышенными ожиданиями и утомительными пояснениями и отступлениями, выходят очень энергичными, драйвовыми, сжатыми, стремительным - экшен так и плещется с экрана в зрительный зал.

Я прекрасно помню ощущения десятилетней давности от созерцания битвы при Хельмовой Пади из второй части "Властелина колец". На мой вкус, эта батальная сцена до сих пор остается одной из главных вершин в этой категории. Там есть все - и трагедия, и юмор, и битва - там особая драматургия и режиссура. Возможно, это мой самый любимый момент в предыдущей трилогии Питера Джексона.

Я не зря вспомнил про Хельмову Падь. Она является неким мостиком к тому, что я хочу сказать про узловой, на мой взгляд момент "Пустоши Смауга". В книжке эта глава называется "В бочках - на волю". С подачи ПиДжея эта история с бегством гномов и мистера Бэггинса из плена лесных эльфов умело трансформируется в баталию, достойную Хельмовой Пади. Не буду обкрадывать зрителя, которому только предстоит насладиться этим фильмом, и пересказывать сюжет, отмечу только, что именно в этой сцене (вот почему я для себя отмечаю ее в качестве узловой) эффект присутствия (вообще свойственный первым двум частям "Хоббита") достигает небывалого масштаба. Мне постоянно казалось, что Леголас скачет не на экране, а в зале по головам обезумевших от восторга зрителей. Концентрация трюков, экшена, скорости и драйва в этом эпизоде просто зашкаливает. В кровь зрителя впрыскивается такое количество адреналина, словно он сам там в бочках удирает от погони.

Сказав об этой сцене, я неминуемо и сознательно подхожу к довольно острому вопросу, о который с момента премьеры уже было сломано и еще, наверняка, будет немалое количество копий. Я говорю о том, что многие, критически настроенные товарищи, называют "придумками" и "фантазиями" Джексона. Я же называю это "мифотворчеством" высочайшего уровня. Проще говоря, здесь надобно определиться с отношением к тем сегментам, которых нет в книге Толкина или там они присутствуют в зачаточном состоянии, а у Джексона становятся едва ли не ключевыми. Моя позиция не блещет оригинальностью: ПиДжей бессмертной трилогией "ВК" выслужил себе право на любые эксперименты, на любые авторские прочтения оригинального текста, и даже на такие сложные и опасные шаги, как вкрапление новых персонажей в оригинальную историю. Это, прежде всего, касается Туриэль - рыжей эльфийки.

Надо отдать должное Джексону или моей лени (я очень давно уже не перечитывал "Хоббита") но я не сразу догадался о том, что Туриэль нет у Толкина. Настолько Джексон органично вписал, вплел в повествование нового героя или наделил новыми чертами старых героев, что к этой работе очень трудно придраться. Она завораживает, потому что это уже не просто перекладывание культовой книжной истории на киношные рельсы, это уже соавторство с Профессором. Почему-то мне кажется, что Толкин не рассердился бы за это на Джексона.

Стоит отметить еще и, так сказать, техническое оснащение картины. Когда-то "ВК" взорвал умы фанатов и нейтральных зрителей своими костюмами, своими баталиями, яркостью и сочностью картинки. В 2009 году появился "Аватар", задавший новые каноны по части картинки. И вот сейчас Джексон с "Хоббитом" по-хорошему опять выносит всем мозги. Я вспоминаю жуткую битву Сэма со старухой Шелоб. Так вот в "Пустоши Смауга" битва гномов с пауками в Лихолесье смотрится еще круче, еще страшнее. Экранизируя великую историю Средиземья, Джексон не забывает при этом потрясать воображение изумленного зрителя какими-то техническими новшествами. Это дорогого стоит.

Не могу не сказать я пары слов и о своем любимом персонаже - Леголасе. "Хоббит: Пустошь Смауга" - это совершенно неожиданный и чертовски приятный подарок фанатам Орландо Блума и Леголаса (к которым я отношусь) от Питера Джексона. Это настоящий расцвет Принца Лихолесья. В этой части Леголас выходит едва ли не на уровень какого-то божества, впрочем, понимая, что уже слишком возносит персонажа, Джексон очень тактично добавляет ему человечности, разбивая нос) А так Леголас здесь - буря, которая сеет смерть врагам. Почти компьютерный герой в лучшем смысле этого слова.

Я с большим нетерпением жду выхода фильма на DVD, чтобы, обзаведясь им, выкроить тихий вечерок, задернуть шторы, расположиться на кожаном диване с чашкой горячего вкусного чая и предаться созерцанию "Пустоши" на большой плазме. В кинотеатре в воскресенье, которое я нескоро забуду, я получил невероятный заряд вдохновения и бодрости, я наблюдал за всем, как во сне, раскрыв рот. А хочется вдумчиво, внимательно, детально рассмотреть всю эту красоту, выражения лиц чудесных гномов, наряды, эльфов. Пока же меня будут греть мысли о том, как здорово, что на свете есть Толкин и Питер Джексон. Если бы их не было, их нужно было бы придумать.

10 из 10 (более уверенная, чем в случае с первой частью трилогии)

Tags: Толкин, фильмы, щастье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments