Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Венедикт Ерофеев - Москва-Петушки

У меня вышла вот какая история. На первом курсе, когда наш добродетельный СанСеич Данилевский задал нам, желторотым первокурсникам, прочитать эту книжку, я прочитал и немедленно выпил решил, что это дичайшие бредни алкоголика и сумасшедшего. Когда СанСеич нам потом популярно объяснил на лекции, сколько там всего заложено в текст, я пришел в неописуемый восторг. Те же чувства, только уже чуть более точные и поддающиеся описанию, я испытал, перечитав эту книжку сейчас по дороге в Италию.

- Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.

Вряд ли я что-то новое скажу о поэме (мне тут вспоминается Гоголь) Венички Ерофеева, но так хочется что-то сказать, чтобы прослыть очень умным и начитанным как-то зафиксировать собственное мнение об этой книжке, впечатления от прочтения. Поэтому для затравки скажу так - это одна из лучших (не путать с "интересной") книг, что я читал в своей жизни. Возможно, это моя беда - я прочитал ничтожно мало книг, - может, это просто мое невежество (неспособность определить, что на самом деле "лучшее").

- Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй…

Мне эта книжка еще и потому близка, что близко внутреннее состояние главного героя (при том, что я, товарищи, не алкоголик - напивался последний раз сильно, кажется, года три назад - после смерти одного знакомого). Мне вообще близок образ спивающегося интеллигента. Я себя отчасти таким вижу. Единственное - не интеллигент, да и не спиваюсь (а иногда хотелось бы). Конечно, еще ближе мне в этом смысле книжки Довлатова и роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил" (ибо главные герои у них больше сохраняют человеческое обличье, чем герой поэмы "Москва-Петушки" - там полнейшее разложение, самый низ, илистое дно), но они наследуют ерофеевской традиции. С него по сути и началась эта поэтика хмельной жизни, этих терзаний и извечных мук. Именно он первым изобразил героя, который постоянно живет в состоянии физического и (что еще страшнее) психологического похмелья. Он мучим, гоним, непонимаем. Он, подобно собаке, забывается под забором или в подворотне чутким сном, чтобы уйти от гнетущей реальности, от ударов поддых, от видимости улыбки, за которой прячется в лучшем случае кукиш, а в худшем - заточка.

- С тех пор, как помню себя, я только и делаю, что симулирую душевное здоровье, каждый миг, и на это расходую все (все без остатка) и умственные, и физические, и какие угодно силы.

Мне вот тоже кажется порой, что я симулирую душевное здоровье. Я сильно в этом плане не здоров, но чтобы хоть как-то попытаться влиться в общий поток, симулирую, что почти здоров, чтобы быть хоть и довольно странным, но почти своим, не совсем инопланетянином.

- Да и зачем тебе ум, если у тебя есть совесть и сверх того еще и вкус? Совесть и вкус — это уж так много, что мозги становятся прямо излишними.

Веничка не понимает, как можно не пить, а главное - не задает даже такого вопроса. Пить для него - то же, что и есть, то есть питать организм для бодрствования. Только это пьяное бодрствование постоянно заводит героя в философские и житейские дебри. Он один из тех великих российских спитых мудрецов, которые все про эту жизнь знают, все понимают... и ничего не делают, а сделать хотят только перед пугающей чернотой заостренного шила, когда осознают, что ничего сделать уже нельзя.

- Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?

И еще. Я убежден, что во многих (не скажу - во всяком) из нас есть свой "внутренний Веничка", которого время от времени нужно выгуливать, нужно ублажать, пусть это пошло, низко и омерзительно. Но именно умение не подпасть под обаяние этого "внутреннего Венички", ведущего разгульный образ жизни, - и есть сила духа. Раз поддашься ему - и пропал. Вечное рабство. Я вот, кажется, не Веничке, а "внутреннему Обломову" все же свою войну проигрываю....

— … Все ценные люди России, все нужные ей люди — все пили, как свиньи. А лишние, бестолковые — нет, не пили.

Блевотина, мат, "жара" - это, конечно, не каждому дано пересилить. Я как-то пробовал читать Орлушу и прочих талантов подобного толка. Меня чуть не стошнило. Навеки отложил от себя это. С Ерофеевым другая история - я за всем этим вижу человека, его беду, его страдание.

- Не буду вам напоминать, как очищается политура, это всякий младенец знает. Почему-то в России никто не знает, отчего умер Пушкин, а как очищается политура — это всякий знает.

P.S. Намеренно ни слова не сказал о всяких там реминисценциях, об интертекстуальности и прочей научной фигне. Об этом сказано много и гораздо компетентнее, чем я мог бы сказать в принципе. Почитайте сами. И "Москва-Петушки" почитайте. Обязательно. Не пойдет, значит - не ваше. Пойдет - прекрасно.

Tags: А.А.Д., Россия, алкоголь-зло, мысли, прочитанное, русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments