Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Укрощение строптивого (1980)



Знаете, я очень рад, что посмотрел этот фильм не раньше (хотя куски какие-то видел, конечно), а именно после посещения Италии, потому что я теперь с полной уверенностью могу сказать, что в "Укрощении строптивого" выведена подлинная Италия, истинно итальянские характеры. Да, в какой-то мере это стереотипное изображение итальянцев - шумных, веселых, плутоватых, страстных, - но стереотип тоже не берется из ниоткуда.

— Элиа? Так звали одного из пророков, кажется… Может, вы тоже можете предсказывать будущее?
— Суп у вас остынет, если не перестанете болтать.


Стереотип - это гипертрофированные, доведенные порой до абсурда (как, скажем, Гоголь любил насмехаться над немецкой практичностью), высветленные черты характера, но черты в общем-то вполне реальные и конкретному народу присущие. Итальянцы, настоящие, а не стереотипные, конечно, гораздо интереснее и сложнее, чем то, как я их описал выше, но они в том числе и именно такие, какими мы их себе представляем.

Кстати, сама  история об укрощении строптивца - это тоже стереотип, тоже преувеличение. Всякая любовь (да даже дружба) - это своего рода укрощение другого или себя. Здесь же (как ранее у Шекспира и позднее много у кого) за счет гипертрофии непробиваемости главного героя и упертости главной героини и создается этот неподражаемый комизм. И пускай зритель знает все наперед (за чередой самых необычайных коллизий неизменно наступит примирение и над всем будет властвовать любовь) это ничуть не оскудняет палитры эмоций, получаемых в процессе просмотра.

— Каждый вечер я молюсь Иисусу.
— Обращайся выше.


При всей своей истинной "итальянскости" это кино совершенно точно для всех и даже про всех. Это та редкая комедия, которая веселит и радует вне зависимости от вашей национальности, религии или политических убеждений, а также представлений о том, что смешно, а что нет. Тут и комедия положений, и комедия нравов.

Адриано Челентано - совершенно бездонного таланта человек: и певец, и актер. Причем, как спеть, так и сыграть он может вполне серьезно и глубоко, а может всласть покривляться. Мамушка называет Элию (героя Челентано) медведем за его нелюдимость, за его образ жизни, за внешность и повадки неотесанного и грубоватого мужика. Но, конечно, Челентано (и этот его герой) - обезьяна. И здесь нет никакого оскорбления. Обезьяна бывает ужасно сильна и ловка, а бывает уморительна.

— Меня зовут Лиза.
— Вы в этом не виноваты.


И в этой своей кажущейся неотесанности, грубости, простоватости, Элия (и Челентано) чертовски обаятелен и привлекателен. Он подкупает своей природной органичностью, невычурностью манер. Орнелла Мути, напротив, далека от всего этого - она цветок, бабочка, ангел, богиня.

Фильм - в любимые.

10 из 10

Tags: Италия, фильмы
Subscribe

  • Чики (сериал, 2020)

    Юг России. Провинция. Казаки и джигиты. Церковь и притоны. Нищета и сила духа. Животные инстинкты, подсолнухи и арбузы. Грязь и красота. Мечты,…

  • Колл-центр (сериал, 2020 – ...)

    «Колл-центр» с первой серии дает понять зрителю, что перед ним редкий для российского кинематографа продукт - стильный, откровенный,…

  • Аббатство Даунтон (Downton Abbey, 2019)

    Если формулу Хемингуэя про «Праздник, который всегда с тобой» переносить не только на жизнь, но и на искусство, то есть вещи, дарившие всегда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments