Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Искусственный разум (2001)



Важно понимать, что "Искусственный разум" - это кино не про роботов, а про людей. Когда о совершенно новой и уникальной модели робота-мальчика говорят "Если он создан для любви, то резонно что он умеет и ненавидеть", в первую очередь подразумевается здесь человек во всем противоречии его натуры, склонной как к любви и доброте, так и к ненависти и немотивированной агрессии.

Почему человечество (делаю вывод по множеству фильмов, посвященных данной теме) так страшится создания человекоподобных роботов, которые могут захватить мир? Все просто: человек осознает, что робот, созданный по его подобию, будет наделен теми же пороками, что и создатель. В этой связи мне пришла в голову шальная мысль - люди, созданные по образу и подобию Бога - отражение этого Бога. Так каков этот Бог, раз так ужасны мы?

- Прости за этот жестокий мир.

Стивен Спилберг стал, кажется, первым представителем кинематографа в 21 веке, переделавшим на свой лад бессмертную историю Карло Коллоди про деревянную куклу Пиноккио. Прелесть этой вариации Спилберга на заданную тему в том, что он не просто использовал старый мотив в новых реалиях, но он первым вывел Пиноккио в третье тысячелетие, заменив деревянное нутро куклы на железки и проводки. Он сумел органично вписать классическую сказку в отношения из, как думается фантастам, недалекого будущего, где роботы будут жить, любить, горевать и бороться за свои права наравне с людьми. Спилбергу удалось одним махом убить сразу трех зайцев: 1) снять свою версию похождений Пиноккио 2) снять еще одну, но вовсе не рядовую историю про роботов 3) снять прекрасное кино в рамках общечеловеческих ценностей, цепляющее своей искренностью и простотой.

— Если робот будет искренне любить человека, какую ответственность накладывает на человека эта любовь? Это вопрос этики.

Одним из несомненных достоинств этой картины является также проговаривание этических проблем. И тут Спилберг, за что ему отдельное спасибо, не сваливается в морализаторство, он позволяет зрителю самому решать, что правильно, а что нет, что приемлемо, а что  - нет. Тут дело ведь не в том, можно ли взять робота в дом, а потом выкинуть его, как ненужную вещицу. Проблема шире - нельзя взять на себя обязательства по заботе о ком-то (о любимых, о детях, о животных) а потом легко от них отказаться. Каково будет жить на свете отвергнутому существу?

Это кино хорошо всем, только эпилог меня немного смутил. Дело не в том, что мне не понравилась концепция Спилберга о том, какие существа потом будут населять Землю. Я читал "Трансчеловека" Юрия Никитина - меня не испугаешь всякими худосочными просвечивающими человечками. Дело в том, что эпилог показался мне слишком затянутым и даже лишним, хотя как-то, наверное, нужно было обозначить в финале "достигнутую мечту", к которой не робот, а уже настоящий мальчик шел так долго.

Хэйли Джоэл Осмент - прекрасный. Как жаль, что, повзрослев, он перестал быть чудо-ребенком, ясной утренней звездочкой, и стал просто избалованным и проблемным юнцом. Увы, испытание славой проходят не все... Джуд Лоу прекрасен. По-моему, одна из его лучших ролей, сыгранная с огромной долей здорового стеба.

9 из 10

Tags: фильмы
Subscribe

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Единая Прибалтика

    Эстония, Литва и Латвия решили, что жить порознь им более нельзя. И собрались мудрые мужи решать, что делать - под чье крыло укрыться, чьей защиты…

  • Рианна, Соловьёв и Путин

    Меня обвинили в избиении Рианны. Пресса - мировая и российская - смачно и моментально раскрутила эту историю: приплели и харассмент, и расизм, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments