Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Елена (2011, Звягинцев)



- И последние станут первыми.

Мне этот фильм из трех у Звягинцева понравился меньше всего. И дело тут не в том, что режиссер где-то снизил к себе требования, отошел от своей стилистики, выбрал плохой сценарий или что-то исказил настолько, что сложно в это поверить. Напротив, в "Елене" Звягинцев, как кажется, наиболее точен, наиболее беспощаден - он твердой своей рукою, которая сообщает камере чудовищную стойкость и бесстрастность, фиксирует ужас российской действительности. Проще говоря, мне это кино понравилось меньше других тем, что оно меня испугало своим реализмом.

- Все мы — гнилое семя, недочеловеки.

Я, как и многие мне подобные романтики, как писал классик, "сам обманываться рад". Я бы с удовольствием убежал от этой страшной русской (и тут не особенно важно место обитания, скорее - образ жизни) действительности, в которой переплавляется, распадается все человеческое, в которой человек теряет остатки облика, присущего разумному существу, позволяя захватить себе примитивнейшим инстинктам, потребностям. Это какая-то большая река, в которой текут и ни о чем не думают тысячи и сотни тысяч водорослей, порой, по какой-то причудливой воле эволюции, трансформирующиеся в противных кровососущих существ. Чудовищная и удивительная какая-то загадка бытия: человек превращается в безвольную водоросль, а потом, видя, что в этом безволии очень даже недурно и беззаботно живется, он начинает эволюционировать, напрягая все силы ради одной единственной физиологической потребности - тянуть все соки из тех, кто в эту непролазную "водоросленность" не окунулся.

Так вот я по временам обманываюсь, но когда такое, подобное звягинцевскому откровению, настигает, уже нет возможности отпираться, уже невозможно в своем воображении строить воздушные замки, а окружающим тебя людям приписывать достоинства образованных людей XIX века, когда на месте замков полуразвалившиеся хибары, а вместо интеллигентов - стадо и быдло - племя, постоянно жующее и бездумно творящее себе подобных.

Звягинцев в "Елене", как и Слава Росс в "Сибирь.Монамур" рисует ту Россию, от которой хочется убежать, но от которой и для которой нет никакого спасения. Это ужасает, это отрезвляет. Хочется сбросить с себя оцепенение, черствость, беспечность - и спасаться и спасать, пока еще не совсем поздно.

- Ну, чо! Как хату дербанить будем

Если в "Возвращении" режиссер анализировал отношения отца и детей, в "Изгнании" - отношения родителей, то в "Елене" - отношения матери и отца со своими отпрысками. Звягинцев, как кажется, проанализировал семейные отношения со всех точек зрения, дав слово всем сторонам. В этом смысле все картины можно объединить в некую отношенческую трилогию. Правда, "Елена" - самая близкая к попсе история. Две других картины воспринимаются почти как притчи.

В рамках одного фильма режиссеру удалось невероятное - он детально и живо изобразил два мира - богатых (с отдельными просторными европейскими апартаментами) и бедных (с крохотной квартиркой, все окна которой выходят на тысячи безликих окон соседних домов, - тоска смертная). У Звягинцева "бедные" еще бедны и духовно - это гораздо страшнее всех стесненных жилищных обстоятельств. Этот тот водорослевый образ жизни...

- У них денег — куры не клюют, А у нас — на водку не хватает…

Из всех героев более всего получилось посочувствовать Катерине - дочери Владимира. В ней красота внешняя очень удачно сошлась с умом, цинизмом и свободолюбимем. Впрочем, и ей до праведности далеко.

Не очень, скажу честно, порадовал минифилиал сериала "Школа" в "Елене" (я говорю про Игоря Огурцова и Алексея Маслодудова, сыгравших ровно те же роли, что они сыграли и у Валерии Гай Германики).

Отдельно упомянул бы музыку - Philip Glass – Symphony No. 3-mov.III. Она невероятно точно с точки зрения ритма иллюстрирует то, что происходит на экране, то убыстряясь, то стихая, то напряженно стуча каблуками по мостовой.

- Хочешь знать, за что платишь?
- Хочу знать, за что расплачиваюсь…


О чем это кино, кроме того, что об укладе современной русской жизни? Наверное, о желании людей помогать своими чадам и о готовности ради этих чад (зачастую ничего не заслуживающих) пойти во все тяжкие. Это история о разбрасывании семян и о страшной жатве...

И последние могут стать первыми. Только какой ценой?

9 из 10

P.S. Как можно было на оскар выдвинуть не "Елену", а "Цитадель"? КАК?

Tags: Звягинцев, Россия, мысли, фильмы
Subscribe

  • Диана Арбенина в гостях

    Не знаю, что Арбенина делала у нас дома. То есть, знаю. Не ведаю - зачем именно у нас. А делала она вот что: ждала какого-то очень важного звонка…

  • Единая Прибалтика

    Эстония, Литва и Латвия решили, что жить порознь им более нельзя. И собрались мудрые мужи решать, что делать - под чье крыло укрыться, чьей защиты…

  • Рианна, Соловьёв и Путин

    Меня обвинили в избиении Рианны. Пресса - мировая и российская - смачно и моментально раскрутила эту историю: приплели и харассмент, и расизм, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments