Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Великий Гэтсби (2013)



Этот фильм меня ошеломил. Наверное, это случилось потому, что я не читал роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (тот еще филолог я). Впрочем, нельзя сказать, что я шел на "Великого Гэтсби" совсем неподготовленным. Мне очень интересна Америка начала прошлого столетия, 20-х годов. Я читал об этом времени какие-то книжки, смотрел хорошие и не очень фильмы и сериалы, понимал, кто такие бутлегеры и почему они были "новыми русскими" того времени.

Я стал проникаться симпатией или каким-то даже более сильным чувством по отношению к этому фильму почти сразу. Он прямо по ходу действия, прямо здесь и сейчас, в зрительном зале, под беспрестанные шушуканья, перезвоны мобильников и под хруст попкорна отвечал едва ли не всем моим запросам непритязательного и сильно экзальтированного зрителя. Я сам в эту минуту, в этот час был кузеном Ником Каррауэйем, нежданно попавшим в роскошь, блеск, лучи софитов, пьянящую легкость бытия и ничем неограниченную свободу, в богатство интерьеров. Представляю, какое воздействие оказывал роман Фицджеральда на тех, увы, довольно редких читателей, которые успели оценить книжку еще в годы жизни автора. В годы Америки, стремительно приближающейся к Великой Депрессии, но еще этого не осознающей....

Конечно, в упрощенном смысле этого слова можно было бы назвать фабулу романа, а вместе с ним и фильма, - историей великой и несчастной любви, любви, породившей вселенную Джеймса Гэтсби, любви, заставившей комету Гэтсби светиться ярче и сгореть быстрее... Но, как кажется, замысел и Фицджеральда, и режиссера База Лурмана (какой же он красавец - такое кино снял!) шире и многограннее. Он показывает подноготную этого яркого и искрящегося общества, за роскошным фасадом которого нет места для адекватной морали, нет чести и достоинства.

И общество это буквально срыгнуло Ника Каррауэйя и Джеймса Гэтсби, одного перемолов в тлен, а другого покалечив, наверное, навсегда. В финале картины меня буквально трясло от отвращения ко всем этим напыщенным и ужасным пустышкам. Всех ужаснее, конечно, Дейзи. О каком уме, о какой чуткости рассуждала она в день приезда Ника? Кто вложил в ее голову эти умные, но совершенно не ее мысли? Были бы ее - она бы и поступала, согласуясь с ними. Чудовищный диссонанс. Пустота. Фальшь. И ни намека на тот зеленый огонь, который виден единицам...

Что касается технических сторон фильма, то, насколько я могу судить, он сделан идеально. Это тот редкий пример, когда голливудский лоск и размах идет не во вред, а только во благо. По части музыки только позволил бы себе слегка придраться. Она очень гармонична, но ее современность на какое-то время переносит зрителя в нашей время, отрывая от времени, описанного Фицджеральдом. Возможно, в этом какой-то скрытый посыл, мол, и сейчас не многое поменялось: дети богатеньких родителей, "золотая молодежь", все также сверху вниз смотрит на тех, кто им, по их бредовому мнению, не ровня. Впрочем, музыка годов 50-х, например, была бы уместнее, на мой вкус.

По моему глубокому убеждению, Леонардо Ди Каприо был рожден для роли Джеймса Гэтсби. Нет, конечно, у него есть очень много других хороших ролей (особенно у раннего Лео), но эта роль - его лучшая в зрелом периоде, на мой вкус. Я давненько не встречал такого безупречного попадания в цель, такого совпадения образа и актера. Словно литературный образ прилип к актеру, слился с ним, проник в кровь, стал кожей. Может быть, только Джорджи Клуни, и то лет двадцать назад, мог бы также ярко сыграть эту роль, потому что, на мой взгляд, он наделен ровно тем же природным даром, что и Ди Каприо, - безграничным обаянием.

P.S. Скажу пару слов про зрительный зал. Он почему-то был на половину пуст, но не это меня зацепило (в конце концов, это был уже не премьерный показ - все, может, посмотрели уже). В зале в большинстве своем сидели очень юные девочки с их не менее юными мальчиками. Выходя из зала, каждая вторая из них говорила примерно одно и то же: "Ну, как-то не очень". Я шел рядом и внутренне кипел. Хотелось просто проорать в голос: "Да что ты вообще в этом понимаешь?" Мне казалось, что никто из них ничего не понимает, а я, такой чуткий и умный, все понял, все прочувствовал. Понимаю, как смешно, как по-снобски это звучит, но, клянусь, в тот миг я так себя и ощущал.

P.S.S. Дайте уже Лео Ди Каприо оскар, граждане хорошие.

P.S.S.S. Теперь непременно читать роман, читать всего Фицджеральда, непременно читать все их звездное поколение!

10 из 10

Tags: Ди Каприо, Фицджеральд, зарубежная литература, фильмы, щастье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments