Он и Она. Молодость. Любовь. Париж. Роскошные апартаменты. Наркотики. Сон. Явь. Боль. Конец и новое Начало.
Люди придумали миллион способов отправления себя на тот свет. Тяжелые наркотики - это, кажется, один из самых ужасных и вместе с тем изящных способов. Человек погружает себя в иллюзорный мир, и без того обостряя конфликт с миром реальным, где не только непонимание, но и суровая ломка, где постоянная боль, на которую мы обречены с самого первого дня нашей жизни...
"Убежище" - это, прежде всего, история о взаимопомощи: Мюс, оставшись без любимого, помогает своему ребенку прийти в этот мир; еще не родившийся ребенок помогает Мюс, придавая ее жизни какую-то значимость, указывая матери осязаемую, пусть и временную цель; Мюс помогает Полю обрести уверенность, почву под ногами; Поль помогает Мюс определиться с тем, чего она хочет и на что она способна в этой жизни. Это киноакт взаимопомощи между тремя изгоями: матерью-одиночкой, неродившимся, но уже осиротевшим ребенком и демонически красивым, но печальным геем.
Что здесь убежище? Убежище - чрево матери для ребенка. Убежище - это случайное дитя для девушки, не мечтавшей и не готовившейся к материнству. Убежище - это ласки и надежное плечо товарищей по несчастью Поля и Мюс. Увы, для кого-то убещиже оказывается лишь временным пристанищем, а не полноценным спасительным островком в море распадающейся реальности...
Финал невероятно красив. Озон, кажется, реализует в этом финале свою едва ли осуществимую мечту. Он переворачивает с ног на голову хрестоматийную историю про младенца на руках у Девы. Он показывает, что дело вовсе не в гендерном определении - для ребенка прежде всего важно наличие нежного, верного, заботливого, любящего человека рядом - это необязательно должна быть женщина...
Признаюсь, сперва я загрустил от того, что у Мельвиля Пупо, к которому я уже успел проникнуться симпатией благодаря фильму Ксавье Долана (Laurence Anyways) здесь лишь эпизодическая роль, однако красавчик Луи-Ронан Шуази сделал все, чтобы зритель забыл про Пупо. Он прекрасно справился со своей ролью. Его герой красив внешне и внутренне. Ну а его музыка, написанная к фильму и исполненная на пару с Изабэль Карре - это просто +100 к рейтингу фильма.
К слову о Карре. Озон ею любуется. Он не осуждает Мюс за не всегда правильные поступки. Он восхищается ее инстинктивной правильностью: она героиновая наркоманка, но она оберегает дитя, как настоящее сокровище. Она не томится своей беременностью и не обременяет ею других. Она не готова еще к взрослой самодостаточной жизни, где приходится отдавать себе отчет за каждый поступок, но это дитя сеет в ней надежду на исправление, на становление на верный путь.
8 из 10