Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Рики (2009)



С самого начала и до самого конца этой картины меня не покидало ощущение того, что это самое неозоновское кино из тех, что я у него видел (мне осталось отсмотреть две картины у Франсуа). В "Рики" Озон впервые реальность мешает с фантастикой и до поры до времени (да что там - до финала) у зрителя остается ощущение недосказанности, недопонятости, покуда не приходит осознание того, что к этой истории нужно относиться, прежде всего, как к некой притче.

Ранее Озон уже исследовал такую прослойку населения, как буржуа ("Крысятник", "8 женщин"). Теперь он заглянул на огонек к рабочему классу, не сразу найдя в холодных мрачных и безликих многоэтажках живую и интересную семью. И ведь как время подгадал, стервец! Зашел с визитом ровно об ту пору, как в ничем не примечательной, даже жалкой семье произошло чуд о - на свет явился мальчик с крылышками. Название предыдущего (по отношению к этому) фильма Озона - "Ангел" - как бы намекает зрителю на то, с чем он столкнулся.

Ангел. Всамделишный. Выведенный не путем каких-то сложных технологий, не из стерильных пробирок, родившийся не у образцовых родителей, а у случайных партнеров после случайного полового акта в случайном месте - общественном туалете. Все тот же циник этот месье Озон! Даже рассказывая о чуде, он облекает рассказ в нарочито реальную и упрощенную форму - без пафоса и сумасшедших воплей. Он направляет ангела туда, куда ни одному ангелу добровольно не захотелось бы идти, но и туда, где появление этого чуда всего необходимее.

Подготовив почву для своего эксперимента, Озон слегка отстраняется и с легкой грустью смотрит на то, как люди реагируют на чудо. А люди ведут себя как люди. Они не только не готовы чудо принять, но и относятся к этому, как уродству, желая зрелища и заработка на хлеб на этом зрелище. Мне в какой-то момент Озон напомнил булгаковского Воланда, который наблюдает за москвичами, пытаясь понять, изменилась ли их природа: "Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…".

И тут бы самое время грустному созерцателю Озону оставить вместе со своим крылатым помощником этот мир и этих неизменных человеков, но Озон дает шанс человечеству. Он продолжает грустить, но уже грустит светлой грустью, оставляя для себя и для других надежду.

Кем был Рики? Продуктом мутации клеток двух родителей, работающих на химическом заводе? Результатом их непрочной связи, сперва вовсе не похожей на любовь? Плодом воображения? Чудом? Обычным больным ребенком, который не выжил...? Выбирайте любое.

P.S. Очень понравилась статичная камера с эпизодом "зачатия" в уборной. Озон словно поставил ее и оставил безучастно, неподвижно фиксировать то, что будет происходить. Прежний Озон обязательно бы пошел в атаку, заглянул бы своим зорким оком за перегородку кабинки, чтобы показать (непременно со страстью и некоторой даже грубостью) что там происходит. Но это прежний Озон, ранний. Озон нынешний словно случайно забыл свою камеру на кафельном полу, а она просто делает свое дело, словно случайно фиксируя сцену с едва ли не довлатовским заголовком "Встретились и разбежались". И разбежались бы, наверное, навсегда, если бы не Рики, который, возможно, был самым обычным ребенком, к которому, однако, как и к любому ребенку стоит относиться, как к чуду...

8 из 10

Tags: Франсуа Озон, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments