Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Амели (2001)



Жоэль Шапрон, отборщик Каннского фестиваля, называет "Амели" Французской открыткой - главным экспортным товаром французского кино последних лет десяти. С ним хочется согласиться, потому что "Амели" - это все то, что приходит в голову в первую очередь, когда думаешь о Франции и ее кинематографе, - юмор, стиль, красивость картинки, нетривиальные ходы, любопытные актеры, отличная музыка, легкость и радостное, пусть и с легкой грустинкой, настроение. Это некий образ жизни современного француза и современного французского киногероя.

Амели - это, конечно, собирательный образ всякого одинокого (и пол тут не имеет значения) я даже не говорю "странного" человека, потому что одиночество уже априори странно, оно вызывает массу вопросов у окружающих. А самих одиночек оно формирует особым образом. Им и в самом деле кажется, что они физически сделаны из стекла, что от соприкосновения с суровой действительностью они разлетятся на тысячи осколков. Я и сам такой.

- У Вас кости не стеклянные. Для Вас столкновение с жизнью неопасно, и если вы этот шанс упустите, тогда со временем сердце у Вас станет абсолютно таким же сухим и ломким, как мой скелет. Действуйте! Сейчас, черт возьми!

Кто-то находит в себе силы и преодолевает страх (как Амели) перед сосуществованием с хаотичным и порой очень жестким внешним миром, а кто-то так и остается взаперти (как "стеклянных человек"). Амели уникальна в этом плане - она не только преодолевает свой страх, но и успевает помогать другим.

По части жанра я бы обозвал это кино так: мелодрамеди - мелодраматическая комедия. Тут проговариваются очень важные проблемы, но делается это так изящно и легко, что трудно настроить себя на восприятие этого фильма, как некой серьезы. Это очень сложная штучка. И касается это как главной героини, так и всей ленты, всех остальных героев.

- Подобно Дон Кихоту, она сражалась с неутомимой мельницей человеческого горя. Эта безнадёжная битва безвозвратно поглотила её жизнь.

Что заставляет новые и новые толпы поклонников влюбляться в "Амели"? Наверное, отчасти и нетривиальность и оригинальность режиссерского стиля Жан-Пьера Жене, а не только обаяние актрисы. Кстати, к Одри Тоту я не испытываю никаких особых симпатий (мне гораздо больше нравится Марион Котийяр), но здесь Тоту хороша. Ее роль. Правда, доводилось слышать мнения, что она едва ли не во всех последующих картинах играет Амели... Печально, если так, печально, если она стала заложницей пусть и яркого, но одного образа.

У меня эта картина вызвала прочные ассоциации еще и с историей сумасбродной англичанки Бриджит Джонс, снятой, кстати, в тот же год. Они обе одинокие романтические натуры, настоящие чудачки, но такие обаятельные. Мне чисто внутренне ближе английская история, хотя "Амели" снята куда более здорово и искусно.

Увы, для выставления самой высокой оценки мне чего-то не хватило. Может, дело было в каком-то неправильном моем расположении духа, но мне показалось, что кино слегка затянуто. И пару раз я даже уловил налет скуки...

8 из 10
Tags: Франция, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments