Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Этот смутный объект желания (1977)



У меня довольно нетривиальная история знакомства с Луисом Бунюэлем: я посмотрел один за другим два его фильма - первый и последний - "Андалузский пес" (1929) и "Этот смутный объект желания" (1977). Две этих картины разделяют не только едва ли не полувековой промежуток, но и степень погружения в сюрреализм. "Андалузский пес" - это почти чистый сюрреализм, где почти не важно, да и невозможно наличие смысла. В "Этом смутном объекте желания" по большому счету остаются только обрывки неразгаданных и не разгадываемых символов - здесь почти все понятно и вряд ли что-то может подразумевать под собой возможность двойственных интерпретаций. Две эти работы объединяет разве что мотив схожести действительности со сновидениями.

Если бы у вас на глазах немолодой мужчина облил водой из ведра хорошенькую девушку, вам бы стало интересно, что за этим кроется? Конечно! С помощью этой нехитрой, но довольно оригинальной завязки Бунюэль завлекает зрителя, интригует его и заставляет выслушать историю неудачливого героя-любовника. И зритель садится на поезд, который уносит Бунюэля в вечность...

Он и она. Он намного старше. Она чиста и невинна (по крайней мере, так кажется на первый взгляд). Сколько подобных историй уже было рассказано в мировом искусстве (мне на ум первыми приходят "Лолита" Набокова и "Вспоминая моих грустных шлюх" Маркеса) и все же Бунюэль развертывает совершенное не похожее на другие повествование. Понятно, что тут нужно плясать от оригинала - от романа «Женщина и паяц» Пьера Луиса, однако к отличному тексту (об этом можно судить хотя бы по частоте обращения режиссеров к этому материалу) Бунуюэль добавляет свое - неповторимое.

Здесь Он выступает не в роли опытного обольстителя, а в роли жертвы - бедного (не в плане достатка) и глупого паяца. Он мышка в ловких и беспощадных лапах кошки. Каждый раз, когда ему кажется, что все его грезы и желания, наконец, воплотятся в жизнь, он неизменно остается в дураках.

Бунюэль словно садится верхом, как на ослика, на своего нерадивого персонажа - графа Матье - и, пришпоривая его под бока, заставляет двигаться вперед, держа то на длинном, то на коротком (словно поводке) удилище сладкую и хрустящую морковку. Ослику хочется вгрызться своими крепкими зубами в веселую и яркую морковку, поэтому он продолжает и продолжает бег, не понимая, что одурачен.

Нельзя не отметить игру двух главных героинь, играющих роковую женщину Кончиту. Признаюсь, я не сразу понял, что Кароль Буке и Анхела Молина - это две разных актрисы. Конечно, он не слишком похожи, но они так здорово работают на изящную задумку режиссера, что на физическую переменчивость главной героини не сразу обращаешь внимания. Сперва бросается в глаза противоречивость натуры и характера юной Кончиты. Она то так кротка, нежна, сладка и томна, то так холодна, горделива и сильна, что невольно вспоминаешь есенинские строки: "Но коль черти в душе гнездились // Значит, ангелы жили в ней". Так и в Кончите (так и в любой другой женщине, говорит Бунюэль) живут ангелы и черти.

Это кино-метафора. Метафора отношений/игры между мужчиной и женщиной.

9 из 10
Tags: фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments