Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

В доме (2012)



Я начинаю писать эту рецензию, оглядывая округу с высоты своего четвертого этажа. Передо мной частный сектор - домишки разбросаны вперемешку с гаражами. Тут есть и богатые, и истрепанные временем, и полуразвалившиеся дома. Пестрые крыши. И везде есть окна, за которыми кипит своя жизнь. И везде есть двери, в которые можно зайти, или в замочные скважины которых можно заглянуть прямо с крыльца.

- Меня привлек запах. Запах женщины среднего класса.

Проделай я нечто подобное в реальной жизни и мне, в лучшем случае, дали бы пару раз в глаз, а в худшем - упекли бы в психушку или в тюрьму. Демон Искуситель в обличье Франсуа Озона вводит зрителя во грехи - помогает удовлетворить здоровое и нездоровое любопытство. И, заметьте, зрителю при этом ничего не грозит.

Я ждал этого фильма очень давно. Все-таки Озон - это моя первая серьезная кинолюбовь. Это чувство родилось в ту прекрасную пору, которую принято звать студенчеством, - с посиделками, киновечерами, блестящими умами и пьянящим чувством свободы. И, кажется, чувство это взаимное. Я не припомню ни одного озоновского фильма, который бы меня откровенно разочаровал. Уже в процессе просмотра "В доме" я понял, что теперь именно эта картина будет у меня любимой в фильмографии импозантного месье.

Для себя я все ленты Озона делю на две разновидности: "кино для всех" и "кино не для всех". Фильмов второго вида, конечно, гораздо больше. К ним, по сути, можно отнести почти все короткометражки режиссера, за редким исключением. Так вот "В доме" - это кино для всех. Оно, пожалуй, самое "для всех" со времен прекрасных "Восьми женщин". Здесь почти нет никаких любимых Озоном-режиссером перверсий. То есть они есть, но не в открытом доступе, что называется. Большинство из них остаются невысказанными - в виде намеков, подавленных желаний и прочих невинных мальчишеских поцелуев)

Особняком стоит, пожалуй, только галерея современной живописи, в которой, как форель головой об лед, о непонимание и недооцененность бьется жена одного из двух главных героев - Жанна Жермен (Кристин Скотт Томас). Тут уж Озон отрывается на полную катушку: зрителю приветливо машут надувными ручками резиновые женщины с головами Сталина и Мао, фашистская свастика сияет своими фаллическими лучами, а подсолнухи состоят из женских грудей (как вы зло с женщинами, месье Озон)). Однако первый шок неподготовленного зрителя довольно быстро проходит, потому что Озон, отсмеявшись вволю над оторопевшими людьми, раскручивает свою динамо-машину, которая наращивает и наращивает темп и градус напряжения по мере приближения к финалу. И вот уже начинает слегка искрить, а потом и вовсе с сухим треском начинают бегать разряды тока.

- Ты должен задать себе один важный вопрос: Что будет дальше?

Зрителю, который позволил Озону себя увлечь, в этот миг непросто - он мучительно пытается отделить зерна от плевел, чтобы понять, где правда, а где вымысел и к чему все придет. Вариантов концовки множество: какие-то из них проговариваются самими героями, какие-то остаются в зачаточном состоянии, как неизведанные запасные пути. Но режиссер выбирает тот финал, который заставляет зрителю отбросить в сторону "крупяные работы" и что есть мочи закричать, уподобляясь современным варварам интернета: "Месье Озон, дайте две"! Вед продолжение же следует, так?

Чем меня еще зацепило это кино, так это тем, что оно глубоко филологическое. Тут литературы, наверное, даже больше, чем фильма. Зритель вовлекается в процесс написания романа под рабочим названием "Записки вуаериста". И зрителю невольно приходится не только сочинять в голове варианты дальнейшего развития событий и сравнивать с тем, что получается у прилежного и дьявольски прекрасного ученика Клода, но и решать для себя: что этично, а что нет, где стоит остановиться и выступить с осуждающей речью.

Ученик и Учитель (Эрнест Умоэр и Фабрис Лукини) - это два манипулятора. Они манипулируют окружающими, а потом и друг другом, и молодое поколение в этом споре фонтанирующих сознаний оказывается доминирующим. Клод увлекает Жермена (в этот миг он разряда человека, обучающего  Клода ремеслу, перемещается в ранг зрителей первого ряда) настолько, что тот идет на разного рода махинации. Он провоцирует всех и каждого, вытягивая из людей сюжет для своей книжки. Он не просто фиксирует то, что видит. Он уже режиссирует действо. Этот кукольный театр создал он. И когда куклы вдруг выходят из подчинения, он не расстраивается. Ведь в мире еще так много домов, в которые можно заглянуть.

Критики справедливо сравнивают Клода, проникающего в дом семейства Рафы, с грызуном из "Крысятника" Озона, с появлением которого в доме начинают происходить разные дикости. Но я бы еще отметил тут мотив, который также уже встречался у Озона. "Ни в коем случае нельзя пускать в дом незнакомых людей". Ярче всего это иллюстрируется в короткометражке "Посмотри на море".

Отдельно стоит отметить музыку Филиппа Ромби. Она чудесна. Она целиком и полностью работает на замысел Озона. Она то интригует, то нагнетает напряжение, то подчеркивает патовость ситуации. Этот скользящий бесплотный, но мощный призрак, подобно Клоду, проникающему в дом нового друга, проникает в самый центр зрительского восприятия и сам этим центром становится. И там становится легкой мембраной - универсальным передатчиком.

10 из 10
Tags: Франсуа Озон, филолог, фильмы, щастье
Subscribe

  • С Новым 2021 годом белого металлического быка

    С Новым годом, друзья. Пусть 2021 год будет лучше 2020. Это в принципе очень просто, но после такого года только этого и хочется пожелать. Пусть…

  • Познер. Земфира. Выпуск от 21.12.2015

    Творчество Земфиры никогда мне не было близко, но почему-то уважаю ее совершенно неосознанно и немотивированно. Передача получилась отличная (за…

  • О Mafia III

    С момента объявления о том, что игре быть, и с момента появления первых скриншотов и трейлеров, наверное, только ленивый не заводил шарманку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments