Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Контроль (2007)



До просмотра этого фильма о Joy Division я знал только одно - эту банду очень уважает мой брат horacio_o. Сам я всегда считал, что подобная музыка - не мое. Я примерно так же подходил к просмотру фильма "Дорз" (1991). И на выходе у меня сформировались схожие впечатления от музыки - не от кино. Фильмы очень разные, истории очень разные, центральные фигуры, а вот музыка - очень похожая. По энергетике, по настроению. Недаром одним из главных кумиров Йэна Кертиса был Джим Моррисон.

При просмотре этой картины я не раз ловил себя на невольном сравнении Кертиса с Моррисоном. Оба на сцене входили в какой-то транс, однако Моррисон в этом трансе достигал то высот горных пиков, то падал на дно ущелий; а Кертис от транса переходил к конвульсивной пластике, что объяснялось отчасти его эпилептическими припадками. И еще я для себя как-то охарактеризовал Моррисона, как последователя вуду, шамана. Кертиса я бы назвал темным магом.

— Я думаю, нам стоит пожениться.
— Это предложение?
— Ты моя. Необратимо.


Ранее я смотрел "Американца" Антона Корбейна, я видел его фотографии, поэтому прекрасно понимал, на что этот режиссер способен в плане красоты картинки. И все же, как бы ты не подготавливал себя, "Контроль" завораживает. Кажется, Корбейн контролирует в кадре малейшую деталь, он все продумывает, все выверяет, выставляет в нужном ему порядке. И при этом совершенно не ощущается некоторая искусственность, протезность сцен.

А черно-белая цветовая гамма в данном случае - это, конечно, не только и не столько художественное средство выражения, сколько прием, обыгрывающий умонастроение главного героя. Приходилось читать мнения о том, что цвет придал бы этому фильму подвижности и динамизма. Придал бы, конечно. Только зачем? Черно-белый лакированный кадр и неторопливые вязкие сцены гораздо точнее, как мне кажется, передают натуру Йэна Кертиса.

— Ну он ведь теперь знаменитость…
— Только не для меня. Я все еще стираю его трусы.


Может быть, дело во мне, но я не до конца понял конфликтную ситуацию главного героя (я говорю именно о фильме) которая привела к трагическому финалу. К концу жизни жену он уже совершенно не любил, поэтому нельзя сказать, что он разрывался между двумя женщинами. Скорее, его убивали серость промышленного городка, бедность, страх перед заболеванием, страх чего-то не успеть договорить...

Подражая Джиму Моррисону, Йэн Кертис остался при этом не похожим ни на кого благодаря оригинальной манере исполнения своих текстов. И тут игра Сэма Райли завораживает не меньше бережного обращения с камерой режиссера Корбейна. Райли не только внешне похож на Кертиса, он потрясающе схватил суть его телодвижений, его отрешенную замкнутость. Саманта Мортон играет привычную Саманту Мортон - тихую, покладистую и верную подругу.

Уверен, что фанатам Joy Division этот фильм должен нравится. Мне он был интересен, в первую очередь, тем, что я увидел очередной экстракт жизни яркой творческой личности. Увидел и ужаснулся, потому что Кертис ближе всего к черной бездне, к Марианской впадине...

9 из 10
Tags: музыка, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments