Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Новая война пуговиц (2011)



Хорошее произведение искусства, вне зависимости от жанра, должно быть интертекстуальным, содержать отсылки к различным значимым претекстам. "Новая война пуговиц" заставила меня вспомнить целую вереницу важных "текстов". Тут и "Тимур и его команда" (и противостояние лагерей мальчишек, и исторический фон - война), и книжки Астрид Линдгрен, и замечательное советское кино "До первой крови" (1989), где дети тоже берут военные трофеи - срезают друг у друга погоны.

Режиссер Кристоф Барратье - удивительный человек. Это он снял великолепных "Хористов". И вот это кино тоже он снял. Просто поразительно, как он чувствует, как понимает мальчишек, как доверяют ему они. Постоянно ловишь при просмотре себя на мысли о том, что Барратье - один из лонжвернцев или верлонцев - он всегда среди них, они его легко принимают, как своего, а вместе с ним - и зрителя. Эта та степень доверительности, важнее которой в фильме про детей нет ничего. Барратье не нянчится со своими маленькими актерами, он не нянчится со своим зрителем. Он с пониманием относится ко всем проблемам маленьких человечков, он не претворяется, что ему это интересно и важно, он действительно понимает важность тех событий, которые другим взрослым могут показаться пустячными и не стоящими внимания. Кристоф Барратье совершенно удивительный человек.

В мире идет Вторая мировая. Во французской деревушке своя война - лонжвернцы против верлонцев. Только в отличие от настоящей и страшной в своей неотвратимости войны, у этой войны есть свои правила, есть кодекс чести. Впрочем, и атрибутов настоящей войны здесь тоже достаточно: есть свои генералы и герои, свои жертвы и унижения, свои предатели и трусы. Эта война закаляет мальчишек из обоих лагерей, делает их взрослее, делает из них настоящих людей слова и чести. И когда приходит настоящая нешуточная беда, вместе со взрослыми на защиту слабых встают плечом к плечу и юноши, которые еще вчера были совсем детьми.

Это чудесное кино. Очень атмосферное и очень искреннее. В нем два плана: детский (игровой) и взрослый (реальный). И в обоих планах есть свои герои, есть и свои негодяи. И оба плана со временем сливаются в один.

Кад Мерад, Гийом Кане, Жерар Жюньо, Мари Бюнель - это отличный по французским меркам каст, но все же дети здесь затмили вхрослых. Особенно понравились Лебрак (Жан Тешье), маленький Жибюс (Клеман Годефруа) и Виолетта-Мириам (Илона Башелье).

Хочется верить, что на свете есть такие потрясающие деревеньки; есть такие настоящие мальчишки, как Лебрак (ему чертовски идет его шрам!), как братья Жибюсы, как Камю и Ле Крик; есть такие девчонки, как Виолетта-Мириам; есть такие взрослые, как учитель, как родители Лебрака и отец Ацтека. Конечно, это по своему идиллический, пасторальный даже, мирок, но так хочется верить в то, что наш мир таков, что подлецов, вроде Бакайе, меньше, чем хороших людей.

10 из 10
Tags: детство, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments