Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Под Песком (2000)



Шарлотту Рэмплинг вполне можно считать одной из муз Франсуа Озона. Она снялась в трех его фильмах, в двух из которых - главные роли. Именно эти два - "Под песком" и "Бассейн" - наиболее близки между собой по атмосфере и режиссерской технике. Зритель с первых минут и тут и там погружается в некоторую клеевидную повествовательную субстанцию - в этом пространстве даже камера ползет неторопливо, словно сонная муха, но вместе с тем подспудно ощущается нарастание какого-то неизъяснимого напряжения. В обоих фильмах это обусловлено различными мотивами и по-разному все в итоге разрешается, но общее сходство картин, кажется, трудно не заметить.

Лето. Море. Солнце. Песок. Это очень привычные озоновские декорации, которые подготовленного озонолюба (например, меня)) сходу наталкивают на понимание того, что что-то непременно произойдет. Подобные декорации режиссер уже применял в своих короткометражках ("Мои родители в летний день", 1990; "Летнее платье", 1996) и в "среднеметражке" "Посмотри на море" (1997). На этом фоне у Озона всегда что-то происходит. Волна не зря накатывает на берег - что-то накатывает и на героев, солнце не зря ярко и жарко светит... Это "что-то" происходит на разных уровнях - внешнем и внутреннем (в душе, в рассудке героя). В этой картине - "Под песком" - "что-то" происходит сразу на обоих уровнях.

Первый (внешний) - размеренная и устоявшаяся жизнь героини рушится из-за таинственного исчезновения любимого супруга. Второй (внутренний) - жена не может смириться с потерей мужа и защитные механизмы психики ей в этом значительно подыгрывают.

Возможно, я притягиваю это сходство за уши, но события, разворачивавшиеся в этой картине на внутреннем уровне, напомнили мне "Аллегро" Кристоффера Боэ, где превосходный пианист исключил из своей памяти историю с гибелью возлюбленной. Впрочем, у Боэ защитный механизм безжалостнее и аккуратнее - он вырезает из памяти главного героя не только гибель любимой, но и саму любимую. Здесь же у Озона защитный механизм психики Мари избирателен, он то включается, то выключается, то конструирует несуществующую реальность, то не мешает героине осознавать всю тяжесть утраты.

Тут, кажется, Озон мастерски показывает процесс принятия утраты в самом его зачатке, потому что даже в финале Мари неосознанно срывается с места и тщетно пытается догнать силуэт мужчины на берегу. Пытается ли она догнать ускользающего Жана или свою развалившуюся жизнь, полное разложение которой она поняла, увидев разложившийся труп утопленника... Трудно сказать. Режиссер уже не успевает дать ответов на эти вопросы. "Время прощания" придет позже, а пока, Мари, беги за Жаном, беги за волной...

8 из 10
Tags: Кристоффер Боэ, Франсуа Озон, фильмы
Subscribe

  • Дом дракона (русский тизер-трейлер)

    Несмотря на то, что я так и не собрался написать рецензию об «Игре престолов» (как вообще можно что-то внятное и цельное написать об этом…

  • Спенсер: Тайна принцессы Дианы (Трейлер)

    Кристен Стюарт, конечно, нисколько не похожа на Диану. В таком случае, очень важно будет то, насколько она прочувствовала ее, ее актерские навыки,…

  • Рокетмен (русский тизер-трейлер)

    Вот это прямо неожиданно. Надеюсь, замечательное получится кино про сэра нашего Элтона Джона. Наверное, правильно, что в основном в байопике…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments