Если бы Ксавье Долан не стал режиссером, то, наверное, реализовал бы себя в живописи. Этот 23-летний канадец, пожалуй, один из главных претендентов на то, чтобы его фильмы назывались картинами. Это общепринятый синоним к слову "фильм", однако, усаживаясь за просмотр лент Долана, каждый раз ловишь себя на мысли, что это именно "картины". Стараешься разглядеть их и в мелочах, и в разных ракурсах, и отойдя подальше, и прильнув к экрану. Всякий раз это подвижные полотна, цветовая палитра которых просто завораживает.
Возможно, у Долана настолько безупречный вкус (я к этому мнению вполне склоняюсь), возможно, цветовая гамма, в которой он видит мир, настолько совпадает с моим взглядом, но даже транссексуалы и прочие фрики в его изображении кажутся мне чем-то вроде изящных произведений искусства.
- Это восстание?
- Нет, сир. Это революция!
Это кино про фриков, но не для фриков, то есть, конечно, и для них тоже, но в первую очередь оно обращено к тем самым "нормальным", которые любое отклонение от нормы воспринимают как преступление против рода человеческого. "В любом случае Лоуренс" - это фильм-революция, рассказывающий о человеке, совершившем свою маленькую или большую (все зависит от степени понимания глубины проблемы) революцию.
Очень тяжело жить с осознанием того, что тебя не понимают (сужу по себе) но еще тяжелее жить с чувством того, что ты не понимаешь себя сам, что ты живешь не своей, а чужой жизнью, что ты живешь ожиданием самой жизни, а между тем годы идут... И тогда не остается ничего другого, кроме как начать действовать.
- Моя жизнь не реальна. Я живу в ожидании.
Перед нами череда проб и ошибок. Перед нами борьба двух людей за личное и общее счастье, за "нормальность" в глазах общества. Это фильм-вызов и фильм-призыв одновременно. Призыв к действию (обретению самого себя) и призыв к чуткости и терпению, к восприимчивости и доброте.
Когда я узнал, что в этом фильме изначально должен был играть Луи Гаррель, но в итоге был заменен на Мелвиля Пупо, я расстроился, что фильм много потерял, а в итоге фильм только приобрел. С ангельской красотой Гарреля, наверное, легче было бы мужчину превратить в женщину, но резкие, острые и брутальные черты внешности Пупо лишь усугубляют конфликт. Актер справился просто бесподобно.
Еще стоит отметить игру Сюзанн Клеман. В первом фильме Долана "Я убил свою маму" она сыграла довольно невзрачную тихую учительницу, а здесь выпустила наружу настоящий вихрь, что сокрыт в ней. Я бы с ее участием выделил особо две сцены: 1) гневный и даже истеричный, но праведный в своем обличении монолог в кафе 2) ее появление на корпоративе - какая роскошная мадам! ах!
- Фред Белье.
- Лоуренс Алия.
- Лоуренс, кто?
- Алия. Но... Это Лоуренс в любом случае.
Вообще, мне очень-очень близка эстетическая установка Долана, поэтика его картин, их детальная и выверенная прорисовка. Все детали у Ксавье на своем месте. У него насыщенные цвета, гармоничная и созвучная с повествованием музыка, бесподобные костюмы. Это декорирование того рода, когда в какой-то момент вовсе не важно, что происходит на экране: хочется пожирать картинку глазами. Спасибо, Ксавье за столь вкусное кино!
9 из 10
P.S. С удовольствием закачал бы себе музыку, которую слушает Долан своем айпаде или где-то еще. Уверен, там процентов на 90-95 было бы то, что мне по вкусу.