Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Я убил свою маму (2009)



Написать сценарий в 16, снять кино в 20 и заехать мимоходом в Канны. А вам слабо? Ксавье Долану - нет. Может быть, с юношеским максимализмом, а может, с пониманием своей "особенности" и своего права сказать это, режиссер-вундеркинд, как его уже не один год называют, взялся поговорить со зрителем на вечную тему отцов и детей. В данном случае, впрочем, матерей. От этого конфликтная ситуация только обостряется и усложняется.

Когда сталкиваешься с работой столь юного автора, невольно ожидаешь каких-то не ляпов даже, а незрелых завышенных или заниженных оценок, противопоставления себя всему миру, бунтарства из чистого желания побунтовать. Ждешь максимализма, словом. В фильме "Я убил свою маму" в том или ином контексте это все, конечно, встречается - от устройства психики и своего возраста крайне тяжело убежать, абстрагироваться, - но что удивительно, применительно к этой работе Долана совершенно не хочется выискивать минусы - хочется говорить о плюсах. Из здесь очень много.

Очень детально, несколько холодновато и довольно остро обрисованы два ключевых конфликта: семейный и гендерный. Главный герой безумно любит и безумно же ненавидит свою мать, которая хоть и тянет его на себе одна, совершенно не приспособлена и, может быть, даже не рождена для материнства. Из-за своей ненависти герой не может поговорить с матерью на ключевую тему, которая не дает ему покоя - вместе со взрослением он понимает, что в нем просыпаются другие сексуальные ориентиры. Об этом очень непросто говорить с родителями, даже когда отношения отличные, а в подобной ситуации и вовсе. Мать и сын методично убивают друг друга морально и почти физически.

— Что бы ты сделала, если бы я умер сегодня?
— Я бы умерла завтра.


Мне, как поклоннику Франсуа Озона, в глаза бросился уже сам заголовок, а потом стал интересен и способ реализации заявленной темы. Уверен, что Ксавье Долан смотрел ранние опыты Озона в коротком метре (этих двух режиссеров, по-моему, очень многое объединяет) в частности "Семейную фотографию" (1988 год) и "Виктора" (1993), где Озон с разной степенью смелости реализует спонтанные желания, возникающие в определенные моменты жизни в головах очень многих подростков, - прибить собственных предков. Однако, если у Озона это больше похоже на развлечение, на шутку, то Долан, "убивая свою мать", анализирует все происходящее. Он пытается понять суть собственных же постоянных к ней претензий, понять ее, по его мнению, глупую натуру.

Стоит отметить также стиль, которым пронизан фильм Долана. Можно сказать, что это очень модное и красиво снятое кино. Видно, что режиссер обладает каким-то врожденным чутьем к изящному и вместе с тем яркому насыщенному декорированию. Здесь мне почему-то вспомнился другой мой любимый режиссер Кристоффер Боэ. Если с Озоном у Долана созвучие в атмосфере и тематике, то с Боэ - в стилистике.

Поздравляю себя с тем, что у меня появился новый кинолюбимчик. Да, вот так говорю, посмотрев только один фильм Долана. Первый фильм. Двумя другими уже обзавелся - в предвкушении от просмотра. Уверен, что мои ожидания не будут обмануты. Уже сейчас я хочу посмотреть на фильмы Долана, которые будут, дай Бог, сняты лет через 5-7-10, когда он расправит крылья.

Еще нужно упомянуть о музыке. Она, как и одежда, очень стильна, она отвечает запросам нового поколения. Вообще Ксавье Долан и сам этим запросам вполне отвечает - от герой нового киновремени.

Что касается оценки этому фильму, то некоторым сценам я бы поставил десятку, например, меня просто заворожила сцена, в которой герой едет в автобусе, а камера, которая его держит в кадре, мелко подрагивает. И моменты с "отъезжающей" камерой очень круты. Регулярно приходится в фильмах наблюдать "наезд" камеры, укрупнение, приближение, и очень необычно смотрится своеобразный откат, отдаление камеры от объекта, на который она направлена.

Очень красиво, кстати, сделана и любовная сцена, несмотря на то, что в ней изображена однополая любовь. В целом, фильм получился очень крепким, особенно для дебюта.

8 из 10

P.S.
Еще поздравляю себя с тем, что это мой первый канадский фильм) И уже понятно, что не последний.
Tags: Кристоффер Боэ, Ксавье Долан, Франсуа Озон, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments