"Весна на Заречной улице" стала своего рода первым ростком "современного кино" в советском союзе. Действия разворачиваются не в деревне и не в большом городе, нет фона в виде каких-то важных исторических событий - лаконично и просто передается жизнь трудового городка со всеми ее радостями и горестями, веселостями и трудностями. Из этого фильма, подобно русским писателям-классикам второй половины 19 века, "вышедшим из "Шинели" Гоголя", вышли другие известные картины. Как-минимум две просто необходимо назвать - "Девчата" и "Большая перемена".
- Люди ради любви горы ворочают, а ты боишься до школы сто метров пройти!
Сейчас очень сложно представить себе столь долгие и настойчивые ухаживания мужчины за женщиной - без истерик и скандалов, без пошлости и вольностей. В те времена, как видно на примере других персонажей картины, тоже не всегда все было чинно и целомудренно, но тогда по крайней мере умели снимать такое кино, чтоб задушу брало, чтобы верилось в чистые идеалы. Сейчас и жизнь стала другой, и кино такое разучились снимать...
- Учение, конечно, свет, только на нашей улице фонари и так хорошо горят.
Николай Рыбников и Нина Иванова, безусловно, создали один из самых канонических дуэтов советского кино. Очень яркие у них вышли образы. Она - идейная и правильная, окончившая институт с тем, чтобы нести доброе и вечное в массы. Он - работяга, "первый парень на селе", открывший в себе неожиданно тягу к знаниям, к любви. На их фоне почти картонно и карикатурно выглядят все остальные герои: и развеселый, набивающий оскомину к концу фильма, Юрка (Владимир Гуляев); и "любитель переврать Пушкина" Женька Ищенко; и ревнивая и отчасти даже стервозная "невеста" Сашки вместе со своей скопидомной матерью; и многие другие...
— Если вы еще раз посмотрите в чужую тетрадь, получите "2"!
— А вы думаете, я так больше получу?
Это кино очень "правильное" в хорошем понимании этого слова, а не "отвратительно правильное, прилизанное". В нем есть идея, но нет перегиба по части идейности и идеологичности. Сейчас бы такой фильм, сними его кто-нибудь, назвали бы романтической комедией, но наши нынешние представители этого жанра, так сказать, не дотягивают до планки "Весны" по очень многим показателям. Кино надо снимать вот такое.
10 и 10