Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Призраки Гойи (2006)



У меня было три побудительных момента для того, чтобы посмотреть этот фильм: 1) история из жизни прославленного живописца - я некоторое время назад начал отсматривать фильмы этой тематики; 2) Хавьер Бардем; 3) Милош Форман. Кроме того посмотреть "Призраков Гойи" мне советовали сразу несколько очень важных для формирования моего киновкуса людей.

Скажу сразу, я немного разочарован тем, что Франсиско Гойя является в этой картине отчасти статистом. Вернее его творчество, к которому я хотел через этот фильм прикоснуться. Его полотна выступают здесь не каким-то самодостаточным явлением, а неким культурным и историческим фоном, контекстом. Гойя (согласимся, удачно сыгранный Стелланом Скарсгардом) представлен в этом фильме скорее не главным действующим лицом, а своеобразным современником, свидетелем того, что происходило помимо него. Акценты, по-моему, должны были быть расставлены иначе, коль скоро этот фильм заявлен, как биографическая лента о Гойе.

У Формана, по-моему, очень серьезный крен не в сторону понимания творчества Художника, а в сторону конфронтации Церкви с обществом и здравым смыслом. Это вовсе не значит, что фильм от этого сильно потерял. Он просто несколько про другое, чем я ожидал, но это уже мои проблемы. Хотя стоит признать, что процесс создания и восприятия известных портретов Гойи (героини Портман и героя Бардема, а также испанской королевы) показан очень детально. И все же Церковь, Инквизиция, массовое безумие общества и роль личности в истории - вот, пожалуй, главные темы этого фильма, главные акценты.

Мне кажется, Форман соткал очень яркое и противоречивое полотно: здесь есть место и волевым личностям, и безобразным поступкам, и людским порокам - и все это на фоне безумствующей толпы и безумствующего времени... Есть какой-то тайнымагнетизмзм в этосочетанииии Испании и Инквизиции - черная непроглядная ночь, затуманенное сознание, страшное изворотливое нутро...

Отдельно стоит высказаться об актерской игре. Я вообще не большой поклонник Натали Портман, но я ее очень уважаю и ценю, знаю, какого уровня эта актриса. Пожалуй, ее игра в этом фильме понравилась мне больше всего из ее ролей после "Леона". Бардем. Бардемище!!) Очень его роль. Скрытный смиренный послушный духовник сперва и отвязный развращенный властью чиновник потом - и снова смиренный духовник в конце... Поразительно сколько трансформаций по ходу фильма претерпевает этот образ. Микаэль Лонсдаль в роли главного Инквизитора - блеск. Одной фигурой просто передали всю порочность и выморочность религиозно-фанатичного движения...

Напоследок скажу пару слов об аналогии, которая возникла у меня в связи с размышлениями о заглавии. "Призраки" Гойи в данном контексте мне почему-то живо напомнили "Бесов" Достоевского - и тот и другой Творцы не только изображали в своих произведениях человеческие пороки, но предсказывали будущее - массовую истерию и чертовщину, помутнение рассудка общества....

8 из 10
Tags: Достоевский, Хавьер Бардем, живопись, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments