"Я привык просыпаться каждый день с какой-нибудь новой болью".
Если бы меня попросили назвать одно главное достоинство этой книги, то я бы вряд ли пустился в объяснения, что любовь всем возрастам покорна, что нет ничего противоестественного в любви очень пожилого человека... даже к очень юной деве. Я бы в первую очередь сказал вот что: эта крохотная повестушка Маркеса (150 страниц в книжице карманного формата) несет в себе пусть и не такой мощнейший заряд, как "Полковнику никто не пишет", но содержит не меньше жизненной философии и вообще поэтики Маркеса.
"... первый симптом старости - человек начинает походить на своего отца".
Когда я читал "Вспоминая моих грустных шлюх", то использовал вместо закладки карандашик. Сперва так вышло, что ничего другого не было под рукой, а потом я убедился в том, что карандаш в этом случае - лучшая закладка. На 158 страницах, прочитанных мною, я сделал 22 пометы на полях - в среднем по отметине каждые семь страниц. Что я отмечал? Какие-то мысли или обрывки мыслей, которые казались мне ценными. Об их ценности каждый в праве судить сам - что-то я обязательно приведу в этом тексте, - но меня удивила такая моя тяга и скрупулезность в этом "отмечании". Выходит, книга зацепила меня, царапнула где-то там, в глубине души.
"Первые изменения проявляются так медленно, что они почти незаметны для человека, он продолжает видеть себя изнутри таким, каким был, а другие, глядя на него, замечают эти изменения".
И, конечно, эта повесть рассказывает о старости. Без жалобных стонов, причитаний и сюсюканий - вдумчиво, неторопливо, чуть суховато, чуть пошловато и очень страстно.
Еще бы отметил стиль. Отличный такой Маркес. Очень типичный. Не знаю, почему перевод Синянской ругают. Сам я его оценить не могу - не знаю испанского, - но в тексте я вижу привычного Маркеса, а это говорит о многом.
- Почему ты познакомился со мной таким старым?
- Возраст - это не то, сколько тебе лет, а как ты их чувствуешь.
Стоит еще отметить, что эта книжка вышла в свет после 20-летнего перерыва в творчестве Маркеса. И в этой связи мне почему-то подумалось, что тут можно провести параллель между историей главного героя повести и самим писателем. Любовные утехи здесь - литературные труды, литература. У главного героя очень давно не было интимной связи - у Маркеса давно не было новых книг... И эта любовь к девочке - новая повесть Маркеса.
"... тихие сумасшедшие приближают будущее".
Постепенно, шаг за шагом, Маркес занимает в моем сердце какое-то особое место. Я не могу сказать, что это уже один из моих любимых писателей, но, определенно, это тот писатель, все книжки которого (из прочитанных) были мне очень интересны. Я читал у Маркеса и роман (его главный роман), и повесть (его главную, наверное повесть), и рассказы. Он везде хорош - в любых формах.
"... слава — это толстая сеньора, которая не спит с тобой, но когда просыпаешься, она стоит у постели и смотрит".
А еще эта книжка заставила задуматься меня о том, что профессия проститутки - это очень невеселая профессия. И правда, чего тут веселого? Вернее так - грустная профессия. Именно грустная. По-моему, фантастически точно подобран эпитет для перевода заглавия. Это определение задает всю тональность книге - грустные воспоминания-размышления о в пустоту растраченной жизни, вызванные любовным чувством старика к девочке...