Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

  • Mood:
  • Music:

Дело о «Мертвых душах» (2005)



Для меня Гоголь - первый из русских классических писателей. По части моей симпатии тягаться с произведениями Гоголя может только проза Довлатова, но сейчас не об этом. Сейчас о том, что смотреть экранизации произведений, написанных  едва ли не два века назад, довольно занимательно: с одной стороны понимаешь, что это стало классикой именно потому, что злободневно и остро до сих пор, а с другой стороны ловишь себя на том, что даже самая выверенная постановка, самая точная и профессиональная игра актеров не заменит рукописей, которые, как известно, не горят.

Я люблю время от времени смотреть что-то из гоголевских экранизаций. Что-то мне нравится, что-то нет, что-то вызывает удивление, что-то - отторжение, но Дело о «Мертвых душах» - совершенно новое и не до конца понятное для меня явление.

Этот мини-сериал был снят в 2005 году, но до сих пор, кажется, у него нет точной жанровой характеристики. Режиссер Павел Лунгин назвал это "фантазией", но штука в том, что Фантазия - это примерно столь же трудно понимаемое и принимаемое жанровое определение, как и "поэма" в отношении "Мертвых душ". Вообще, надо отдать должное Лунгину - он, кажется, нигде за время работы над "Делом" не шел по пути опрощения оригинального текста, а наоборот пытался навертеть что-то свое, придать еще больше сложности и многозначности: где-то это получилось, где-то провалилось, но само намерение, по-моему, похвально.

Признаюсь, первую (из восьми) серию я досмотрел с превеликим трудом. Переигрывающие актеры, картонные декорации и психоделически вывернутые оригинальные сюжетные ходы поселили во мне подозрение, что я нахожусь внутри масштабного горячечного бреда какого-то сумасшедшего. Хотел плюнуть на это дело и поставить кол в качестве оценки, но одернул сам себя и продолжил просмотр.

По мере того, как закручивалась интрига, я все больше увлекался и под конец почти влюбился в эту, если говорить молодежным сленгом, довольно обезбашенную постановку, тем более провокативную, что во всей своей обезбашенности она не теряет сути, а театрализованность действия задает правильную атмосферу.

На мой взгляд, Лунгин проделал очень серьезную работу. Каждый оригинальный образ Гоголя, задействованный в этом сериале, подвергся тщательной метаморфозе, но стоит отметить, что все основные стилевые и характерные черты персонажей были сохранены. Это не то, что называют "отсебятиной". Это скорее попытка переосмыслить героев, которые обессмертили и сделали нарицательными свои имена через пороки, щедро им приписанные Гоголем. Лунгину в этой же щедрости никак не откажешь.

В "Ревизоре", "Шинели", "Вие", "Мертвых душах", "Невском проспекте", "Носе" (именно эти произведения классика так или иначе задействованы в данной экранизации) Гоголь выводит портретную галерею "кривых рож", которые привыкли пенять на зеркало, не замечая своей кривости. Лунгин превратил это "благородное" собрание в целую вереницу харь. Согласитесь, между рожей и харей есть заметное эмоциональное отличие. Хари куда как отвратнее, пошлее, страшнее. Пожалуй, "отвратность" - ключевое слово в отношении всех уже лунгинских персонажей. Они все в разной степени, но неизменно отвратны. Так и должно быть - "переносчики" пороков должны отвращать, а не прельщать.

Очень интересной кажется мне трансформация мотива шинели. Мелкий чиновник Шиллер, надев новую шинель на медведе, заносится до таких заоблачных высот по части высокомерия и самодурства, что кажется - он на короткой ноге с самим государем императором. Это очень метко. Шинель и чин ("электричество чина") - едва ли не главные атрибуты принадлежности к той или иной социальной касте у Гоголя. Лунгин это очень точно ухватил и очень интересно передал.

Стоит отметить еще, что если у Гоголя в ходу сатирическая гиперболизация и гротеск, то у Лунгина зачастую действие на экране переходит в один нескончаемый фарс, где-то даже стеб, плавно перетекающий в те самые "бредни сумасшедшего", которые меня сперва едва не отвратили от просмотра. Теперь я рад, что посмотрел. Это очень смело и интересно, по-моему.

Еще бы отметил актеров. Не думал, что Деревянко так лихо умеет играть. Правда. А Гармаш? С ним все понятно давно - актер крутой, но, послушайте, он же совершенно гоголевский актер. Бывают, например, актеры Достоевского (Евгений Миронов, Чурикова), а бывают - Гоголя. Вот Гармаш - точно из таких. Он очень гармоничен и в экранизации "Игроков" Павла Чухрая, и тут. Прекрасен и Александр Ильин. Да я мог бы всех перечислить. К актерскому составу у меня вообще ноль претензий.

8 из 10
Tags: Гоголь, сериал, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments