Игорь (ig_n) wrote,
Игорь
ig_n

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Белая гвардия (сериал, 2012)


Мне очень не хочется вступать в полемику с теми, кто костерит этот сериал на все лады, но без предварительного объяснения моя рецензия попросту невозможна, поэтому, как говорили в начале прошлого века, - извольте!

Создавая свое произведение зачастую допускают исторические ошибки (осознанно или бессознательно) даже писатели, что не мешает этим писателям становиться великими, а произведениям - бессмертными. Только, ради Бога, не подумайте, что я к таким причисляю телесериал Снежкина. Нет, ни в коем случае. Я лишь хочу сказать, что любой автор самостоятельного произведения (а экранизация всегда сильно оторвана от оригинала, даже самая лучшая) имеет право на собственную точку зрения, на некоторые вольности.

Да, в этой картине таких "вольностей", возможно,  избытке, но мне они совершенно не мешали. Я понял, как мне кажется, главное - что хотел сказать автор. Снежкин показывает не только страшное и непонятное, смутное время разброда и шатаний, но и вырванных из привычной среды, тихо сходящих с ума людей. Он показывает распадение, "размывание" социальных слоев и, прежде всего, отдельной касты - белого офицерства. Вот почему возможны тут и песни про "бутылочку зеленого вина", и неприличные отношения офицера и прислуги - самое дикое и необузданное время испытывает людей на прочность...


В романе Булгакова моими любимимыми местами были описания посиделок в доме Турбиных. В этом сериале совершенно замечательно сохранена и передана атмосфера этих вечеров, когда офицеры - люди не только совести и чести, но и острого ума - ведут свои сбивчивые, жаркие беседы, в которых жизненной мудрости и сермяги хватит на всех.

Алексей Турбин. Знаете, я читал книгу и уже представлял в этой роли Хабенского. Удивительная штука. Он, кажется, еще даже в театре не играл Турбина-старшего, а мне уже виделся в этом образе. У него очень здорово получилось передать мысли, настроения и поступки, пожалуй, самого потерянного из всей честной компании персонажа - убежденного монархиста, страдающего не только от того, что все вокруг идет своим, каким-то невообразимым чередом, но и от того, что уже никогда не будет в России так, как надо - и в этом ее крест....

Николка. Это прекрасно. Как это тонко и правильно - взять на роль восторженного юнца "увальня" Николая Ефремова. Как это здорово иллюстрирует главную идею режиссера. Поразительное несоответствие - природная сила и стать вкупе с совершенно невызревшей личностью, но уже народившимся жгучим сознанием ДОЛГА!! Это просто в учебники, по-моему, заносить можно всякие театральные - Снежкин тут выступил как первоклассный мастер, настроивший тончайший механизм. На этом несоответствии можно было провалиться. Но не провалился же?!

Елена Васильевна. Я очень люблю Ксению Раппопорт после "Ликвидации". У нее там была сильная роль, а здесь, на мой вкус, еще лучше. Очень точное попадание - золотая Елена, прекрасная Елена, душа которой разрывается от предательства мужа и от страха за братьев, за их друзей. Очень точно переданы чувства сестры, дожидающейся каждый день страшных известий...

Мышлаевский. Та же история, что и с Хабенским. Пореченков просто обязан был сыграть поручика Мышлаевского. И дело не только в том, что он своей фактурой напоминает книжного героя. Он здорово по характеру его передает - ярость и злость на себя, на дураков и предателей, на всевозможную власть, на всех вокруг.

Шервинский. Дятлов, конечно, не только поет, но и играет чудесно. Признаю, в книге мне этот персонаж был не слишком близок, а в исполнении Дятлова понравился. Очень милый, пусть и любящий прилгнуть ради щегольства, франт, но и настоящий офицер в то же время, сохраняющий свое внешнее достоинство в такое сложное время - как пир во время чумы.

Карась. Очень обаятельный, сдержанный и немногословный в исполнении Стычкина. Он здорово раскрывает своего героя, рассказывая историю про то, что император Николай жив. Я даже на время остановил просмотр и пошел перечитывать документалистику про расстрел царской семьи, стараясь найти зацепки, подтверждающие правдивость теории Карася.

Козырь-Лешко. Гармаш плохо не играет. Я в этом постулате уже давно не сомневаюсь. Он в каждую роль вкладывается до надрыва, и это подкупает. Вот и тут его герой - жестокий и бесчеловечный, воюющий на самом деле не за Украину, не за Петлюру и светлое будущее, а ради самой войны - это его призвание. Такой персонаж симпатии вызывать не может, но сыгран он превосходно.

Малышев и Най-Турс. Браво Гуськов! Браво Серебряков! Очень сильно и хорошо.

Лариосик, Аннушка, Василиса, Студзинский - они все такие, как надо, как в книге.

Повторюсь еще раз: каждый имеет право на свою точку зрения - мне точка зрения Снежкина вполне понятна, хоть и с некоторыми оговорками.

9 из 10
Tags: русская литература, сериал, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments